Не страна, а штрафстоянка

Премьер Мишустин раскритиковал предложение кратно увеличить автоштрафы. А как быть с остальными?

Не знаю, как вы, а страна наша в минувшем году работала плохо: ВВП вырос лишь на 1,3% — почти вдвое меньше, чем годом раньше. Неудивительно, что у половины предприятий не нашлось денег проиндексировать зарплаты работников даже на 3% официальной инфляции. Зато федеральным госслужащим добавили 4% — до 137,8 тысячи рублей в среднем, депутатам Госдумы — 4,3%, до 388,5 тысячи рублей ежемесячно.

Естественно, хочется спросить, откуда в казне взялись деньги на такие избирательные прибавки, если доходы страны практически остались на прежнем уровне, а налоги власть обещала в ближайшие шесть лет не повышать? Ответ известен: в последние годы в России быстро улучшается администрирование (сбор) налоговых и неналоговых доходов, снижается доля теневиков и прочих уклонистов. В результате государевым людям всех званий и рангов денег в казне хватило. А глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин уже полмесяца — премьер-министр. Теперь он не только собирает, но и делит. Даже в тех случаях, когда на всех не хватает.

Но тут есть один небольшой секрет: у власти для подобных нужд всегда существовал дополнительный денежный ручеек — так называемые прочие поступления из разных источников. Что-то вроде правительственной заначки на черный день, на которую даже дотошные члены бюджетного комитета Госдумы почему-то не обращали внимания. Но в последние пару-тройку лет «ручеек» этот сильно прибавил: в прошлом году «прочие поступления» составили 793 млрд рублей — это больше годовых затрат федерального бюджета на здравоохранение и чуть меньше расходов на образование.

А выросла эта заначка (и здесь начинается самое интересное!) на быстро увеличивающихся штрафах — федеральных, региональных и даже муниципальных — с российских граждан и российского бизнеса. То есть из наших с вами карманов. Если в 2015 году федеральная казна получила оттуда 34 млрд, то в 2018-м в 2,5 раза больше — 85,7 млрд рублей. Еще 124 млрд было зачислено по этой статье в бюджеты субъектов Федерации. То есть каждый среднестатистический взрослый россиянин в том году кроме обычных налогов и сборов заплатил из своего кармана в казну 2,3 тысячи «штрафных» рублей. Сколько денег мы подарили бюджету в ушедшем, 2019 году, пока неизвестно. Но будьте уверены: цифра ощутимо возросла.

Но все это мелочи в сравнении с тем, что готовит нам власть на будущий, 2021 год, когда в стране вступит в силу новый Кодекс об административных правонарушениях, уже подготовленный Минюстом. Документ предусматривает аж 1666 составов правонарушений, и за каждое предлагается повысить штрафы в разы и даже на порядки. Вот, к слову, лишь несколько примеров из «автомобильного перечня»: за превышение скорости вместо нынешних 500 рублей предлагается штрафовать на 3-5 тысяч рублей; нарушение на железнодорожном переезде — 5 тысяч рублей вместо 1 тысячи; за тонированную пленку на стеклах — 3 тысячи рублей вместо 1,5 тысячи. И так далее...

А ведь в России и без того самое суровое в мире автодорожное законодательство и самое жесткое его применение. Об этом свидетельствуют данные экспертного центра Probok.net: на территории РФ зарегистрировано 51,8 млн автомобилей, и их владельцы ежегодно получают 131 млн штрафов (по 2,53 штуки на каждого «железного коня») — за нарушение ПДД, неправильную парковку, грязные (нечитаемые) номера, езду с нештатным ксеноном, перевозку пассажиров без лицензии таксиста, с непристегнутыми ремнями, без наличия (при себе!) ОСАГО, за превышение нормы шума...

Между тем в автомобильной державе США на 276,1 млн имеющихся машин штрафных квитанций выписывается в год лишь 112 млн — 0,41 на каждую. Объяснения шестикратной разницы недостатком законопослушания у россиян не проходят, ибо по уровню общей преступности наши страны очень близки. Разница лишь в конкретике: у американцев больше убийств и грабежей, у нас — мошенничества и карманных краж. Так что «фискальная цель» изменений в административном законодательстве видна невооруженным глазом. Но Минюст почему-то одобрил законопроект.

«Это вызывает протест, — комментирует сенатор Василий ИКОННИКОВ. — При текущем снижении уровня жизни людей они считают каждую копейку. Тут все лежит в экономической плоскости, и население будет смотреть на ужесточение штрафов как на очередную попытку залезть себе в карман...» «Этот документ возбуждает ненависть к законотворчеству», — добавляет депутат Госдумы, бывший министр юстиции РФ Павел КРАШЕНИННИКОВ. Даже в МВД — инициаторе изменений спохватились, когда во всех СМИ и соцсетях поднялся девятый вал негодования. И обещают «подкорректировать, смягчить»...

Однако покушения на кошельки и карманы россиян запланированы не только в автомобильном законодательстве. Параллельно депутаты Госдумы разработали поправки в КоАП и Жилищный кодекс, которые ужесточают наказание для шумных соседей: вместо ныне действующего штрафа в 1-2 тысячи рублей предлагают установить от 5 до 50 тысяч. А Минюст готовит «подарок» для рестораторов — гигантские штрафы (до 300 тысяч — если неправильно приготовленные или хранимые блюда стали причиной жалоб посетителей на здоровье). Заметьте: и от шума, и от некачественной еды страдают люди — соседи, посетители общепита, но штрафы с виновных предлагается платить в казну. Почему?

По другому законопроекту, уже поддержанному правительством, в 6 раз — до 3 тысяч рублей власть намерена поднять штраф за неявку в военкомат военнообязанных, получивших повестку. МВД РФ выступает с инициативой установить штраф в 1,5-2 тысячи для родителей за курение их несовершеннолетних детей. Более чем вдвое предлагается повысить размер административных штрафов «за несвоевременное уничтожение дикорастущих наркотических растений». Подчеркну: не за выращивание, а за неуничтожение дикой конопли или мака, растущих по соседству в чистом поле. Может быть, отвечать за это должна местная власть?

Но у таких «законотворцев» одно на уме — предложить, проголосовать, а там хоть не рассветай! Однако каждый законопроект должен сопровождаться экспертным заключением с анализом: выполним ли предлагаемый закон? Поможет ли увеличение штрафа решению проблемы? Наполнять бюджет можно по-разному: на пользу обществу или во вред. Прошлым летом теперь уже бывший Кабинет министров Дмитрия Медведева принял постановление о ежегодном повышении тарифа «Платона» — оплаты проезда большегрузных автомобилей по федеральным трассам. Естественно, из благих побуждений — для пополнения российской казны. Ныне пришла пора выполнять, и с 1 февраля тариф вырос на 8% — 16 копеек за километр. При средней длине маршрута в 1000 км каждая доставка товара подорожает на 160 рублей. Без сомнений, их придется заплатить покупателю. Получается, правительство Медведева приняло постановление о ежегодном повышении инфляции. Зачем?

Нынешний премьер Михаил Мишустин еще в прежней должности запустил налоговый режим для самозанятых — с единственным налогом на профессиональный доход в 4% (для работающих с физлицами) или 6% (для работающих с юридическими лицами). Цель благая — пополнение бюджета. И почти победил: по данным Минфина, на 15 января с. г. в стране было зарегистрировано 370 тысяч самозанятых. Заработки у них небольшие, и налоги в казну от них поступают крошечные. Но теперь выясняется, что как минимум половина этих людей зарабатывают на оказании услуг юридическим лицам. Сбылись предупреждения экспертов: у работодателей возникает соблазн нанимать сотрудников, зарегистрировавшихся в качестве самозанятых, на постоянную работу с полной занятостью по договору подряда (оказания услуг) вместо заключения трудового договора. Так компании экономят на страховых взносах (30% фонда оплаты труда) и компенсациях сотрудникам. Экономят и самозанятые: вместо 13% НДФЛ они платят только 6%.

P.S. Доктор экономических наук Игорь НИКОЛАЕВ еще раньше предупреждал: «Самозанятых нужно воспринимать как питательную среду для будущего бизнеса — когда они встанут на ноги, станут налогоплательщиками. А пока их нужно оставить в покое, как делается в других странах». Его не послушали.

Аналогичную ошибку власть допустила, отказавшись ради экономии бюджетных денег от индексации пенсий работающих пенсионеров. Известный экономист Евгений ГОНТМАХЕР подсчитал потери казны: «В 2016 году, по данным Росстата, у нас работали 15,3 млн пенсионеров. На 1 января 2019 года — около 9,6 млн. То есть с рынка труда ушли 5,7 млн работников, за каждого из которых в Пенсионный фонд уходило 22% начисленной им зарплаты. Это не менее 500 млрд рублей недополученных доходов. А руководство ПФР жалуется, что на восстановление индексации у фонда нет 368 млрд».