КРИМИНАЛЬНАЯ НИВА

На днях для жителей поселка Актюбинский Светлинского района Оренбургской области введены талоны на хлеб. Взрослому жителю выдаются на сутки 450 граммов, ребенку - 250. Это при том, что хозяйство зерновое, в прошлую жатву убрало неплохой урожай. Имеется в нем и своя мельница. Вот только нет зерна для муки.

В конце зимы в Оренбурге состоялось совместное заседание коллегии Минсельхоза и администрации области. Министр Алексей Гордеев и губернатор Алексей Чернышев подписали документы о сотрудничестве в сфере АПК. Это стало ответной реакцией на декабрьский визит и.о. президента. Тогда, в рамках работы ассоциации "Большой Урал", Владимир Путин выслушал из уст местных аграрников горькие слова о деградации деревни и развале АПК.
Действительно, поднятая когда-то целина в Оренбуржье сегодня обретает первозданное состояние. За последние десять лет на четверть сократились посевные площади, из шести миллионов гектаров пашни более полутора зарастают бурьяном. Техника работает на честном слове. Катастрофические потери в животноводстве - на тридцать процентов сократилась численность поголовья.
Правительством было дано поручение озаботиться местным аграрным сектором. Судя по документам, принятым на совместном заседании коллегии, АПК Оренбуржья может рассчитывать на государственные кредиты, которые уже к началу сева помогут решить извечные проблемы с семенами, удобрениями, запчастями. Программа нового губернатора Чернышева, направленная на возрождение села, получит финансовую подпитку. Вот только достигнет ли она своей конечной цели, если уповать только на центр? Ведь на местах, как ни крути, своих нерешенных проблем непочатый край.
Главная из них - это борьба с коррупцией. Пункт, посвященный этому вопросу, в губернаторской программе значится где-то на задворках. А ведь надо было бы, считают многие аграрии, начинать именно с этого. Давно не секрет, что едва ли не все села региона контролируют криминальные структуры. В каждом сельском районе, как на зоне, свои "смотрящие".
Интерес преступного мира к АПК возник не на пустом месте - зерно нынче в большой цене. Тонна пшеницы третьего класса идет почти по три тысячи рублей. Потому поля и проселки притягивают преступные группировки. И они в немалой степени внесли свой вклад в разорение сельского хозяйства?
Возьмем, к примеру, Светлинский район. В прошлом году урожай здесь выдался отменным. Валовой сбор зерна составил около двухсот тысяч тонн. Этого урожая, по мнению специалистов, должно было хватить и на погашение долгов, и на развитие района. Но, увы, уже сейчас во многих хозяйствах не осталось и пуда семян на предстоящий сев. Так куда же подевалось зерно? На этот вопрос мне даже главный агроном района Геннадий Анисимов не смог дать внятного ответа.
Конечно, селу помощь необходима, особенно в преддверии сева. Такое мнение - весьма объективное - не раз было озвучено на совместном заседании коллегии Минсельхозпрода РФ и администрации области. Вот только есть ли гарантия, что материальная помощь попадет по назначению - в село, а не в карман криминальным структурам?