ГОРЕ - ЭТО ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ПОПРАВИТЬ

Один шестилетний философ, который с младых лет говорит афоризмами, изрек: "Горе - это то, что

Один шестилетний философ, который с младых лет говорит афоризмами, изрек: "Горе - это то, что нельзя поправить". Беду можно пережить, горе отгоревать невозможно. Живи и помни, сколько живешь.
У меня нет правильных слов, есть только "неправильные" слезы. Только так могу разделить горе не знакомых мне матерей, которые не дождались ни к этому празднику, ни ко всем остальным своих сыновей. Нет более страшного природного катаклизма, чем тот, когда родители хоронят детей.
Я знала женщину, которая окаменела от горя: пятеро ее сыновей не вернулись с Великой Отечественной, младшенький, Петенька, стал Героем Советского Союза. Анастасия Фоминична Куприянова жила и жила, будто за всех их, пятерых - более ста лет. На дороге Москва-Минск у поселка Жодино стоит сейчас памятник ей, провожающей на фронт пятерых сыновей.
Казалось, та война - последняя. Потом пришла афганская. Потом первая чеченская, на которой обезумевшие от горя матери искали пропавших без вести сыновей и сами попадали в плен. И вот война теперешняя... Горе продолжается. Возвращаются все, кроме тех, кто нужней. Единственные, незаменимые не вернутся никогда. Политики и командиры говорят о победе. Матери и вдовы говорят о беде, раз ценой жизней их родных обществу достается победа. Да, надо очиститься от терроризма. Но помнить, что мера любого прогресса - жизнь. А мы, похоже, продолжаем жить во зле и размахивать дубинами, цинично оправдываясь небольшой статистикой потерь. На финише второго тысячелетия так и не умолкает материнский плач, и нет таких идей, которые стоили бы человеческой жизни. Если кто-то считает по-другому, объясните это маме Сергея Клишина, матерям и вдовам в Сергиевом Посаде и Подольске, которые сегодня пришли на свежие могилы. Когда же будут воистину светлыми наши Женские и иные праздники?..