05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

А ЕСЛИ БЕЗ РЕВОЛЮЦИЙ?

Катин Николай
Опубликовано 01:01 07 Марта 2000г.
Многочисленные социологические опросы свидетельствуют: как правило, меньше половины российских избирателей, собирающихся прийти на избирательные участки, мало или слабо знакомы с программами кандидатов на президентское кресло. Судя по всему, россияне по-прежнему предпочитают делать свой выбор, повинуясь скорее велению сердца, интуиции, чем разуму. И, наверное, напрасно. Сердцем страна уже однажды выбирала, теперь настала пора думать, сравнивать и выбирать головой.

Накануне президентских выборов 26 марта нет недостатка информации о взглядах претендентов на пост главы государства, впрочем, не только претендентов, по различным ключевым проблемам России. Все без исключения сходятся на том, что "страна наша велика и обильна, только порядка в ней нет". И все считают, что виновна в этом сама система государственной власти, которая нуждается в реформировании. А уж рецептов по этому поводу - на все вкусы. Правда, высказываются они в соответствии с манерой и амбициями, присущими политикам.
И.о. президента и сам претендент на пост главы Российского государства Владимир Путин в оценках и комментариях одновременно и резок, и осторожен. "Власть все больше теряет лицо, - отмечает он в своем открытом письме к избирателям. - Государственная машина разболтана, ее мотор - исполнительная власть - хрипит и чихает, как только пытаешься сдвинуть ее с места..." Такая констатация факта ослабления, а то и потери государственной воли говорит сама за себя. Но как решать назревшую проблему? Так, как предлагают, например, три губернатора, отправившие недавно письмо Владимиру Путину? В нем главы администраций Новгородской, Белгородской и Курганской областей излагают свой вариант глобального реформирования страны, включая и властную систему России.
Варианты переустройства страны губернаторами предлагаются разные и всеобъемлющие. Они охватывают буквально все сферы нашей жизни от реформ органов местного самоуправления до сельхозпроизводства. А помимо увеличения срока президентских полномочий до семи лет и реформы административно-территориального устройства России с целью укрупнения субъектов Федерации, эти главы администраций предлагают и изменения в высшем эшелоне государственной власти. По некоторым сведениям, эти предложения были весьма благосклонно приняты в Кремле.
Наверное, систему власти в стране можно реформировать и таким образом. По сути, революционным, коренным образом переделывая Конституцию России, по которой страна еще и семи лет не прожила. Правда, авторы, учитывая масштаб и характер преобразований, полагают необходимым разработать и принять закон о Конституционном собрании, которое и должно, по их мысли, заниматься внесением изменений и дополнений в Основной Закон страны. Кстати, о необходимости существования такого органа многие политики говорят уже давно.
Кемеровский губернатор предлагает реформировать и страну, и власть по более упрощенной схеме. В отдельных моментах его предложения перекликаются с выдвинутыми позднее тремя коллегами кемеровского губернатора по Совету Федерации. Но схожесть эта видна больше в обозначении проблемы, но никак в способах ее разрешения. Они также потребуют некоторых изменений в Конституции страны, однако не столь масштабных и радикальных и потому, возможно, более предпочтительных для России, и без того уже измученной беспрерывными властными экспериментами.
Тулеев считает, что вертикаль исполнительной власти должна быть простой и четкой: президент-правительство-исполнительная власть в регионах. Он не предлагает увеличивать срок президентских полномочий до семи лет, а наоборот, видит необходимость в их перераспределении между главой государства, правительством и парламентом. Президент не должен иметь право по собственной прихоти, без согласия обеих палат Федерального Собрания, отправлять кабинет министров в отставку. В свою очередь, председатель правительства обязан иметь большую самостоятельность, сам назначать всех министров своего кабинета, а в случае отставки председателя должно уйти и все правительство. Само же правительство, существующее на деньги налогоплательщиков, должно быть компактным и дешевым. Ненужные министерства должны быть упразднены, ведомства, дублирующие друг друга, - объединены. Льготы правительственных чиновников урезаны до минимума.
Администрация президента, считает кемеровский губернатор, не должна дублировать функции правительства. Вместо нынешних полутора тысяч сотрудников в ней нужно иметь несколько десятков человек, непосредственно помогающих главе государства. Тулеев предлагает провести ревизию в управлении делами президента и все материальные и финансовые средства, различные объекты недвижимости, превышающие реальные, разумные потребности обеспечения его деятельности, передать на нужды тех, кто наиболее нуждается в помощи: детям, инвалидам, ветеранам.
Возможно, кому-то эти предложения и покажутся популистскими. Но ведь популизм рождается тогда, когда политики, щедро обещая что-то избирателям, на самом деле не собираются выполнять свои предвыборные посулы. А в жизни такие простые меры могут оказаться куда более действенными, чем бесконечные реформации властной вертикали...
И, может быть, действительно проще, легче и дешевле будет, как полагает Аман Тулеев, во избежание сращивания государственных органов с частным бизнесом запретить занимать любые должности в правительстве и прочих госорганизациях всем, кто состоит в близком родстве с руководителями естественных монополий и крупнейших коммерческих структур. А также ввести запрет на переход сотрудников федеральных и региональных органов государственной исполнительной власти на службу в коммерческие организации в течение двух лет после их ухода из правительства и его структур. Не исключено, что на каком-то этапе это может оказаться не только проще, но и эффективнее, чем те преобразования во властной вертикали, которые предлагают в своем письме три губернатора, что потребует коренного изменения Конституции страны.
Конечно, Конституция не догма, и в кое-каких поправках она нуждается. Вот только возникает вопрос: должны ли они быть столь масштабны? Возможно, и для них наступит время, но уже без коренной ломки. Ведь такие масштабные преобразования в Конституции это, по сути, революция. Пусть мирная, но так ли уж она нужна России? Есть и другие предложения. Какие из них выбрать - дело россиян. И тут уже лучше выбирать головой.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников