Мало кого такое оставит равнодушным. И вовсе не покажется "мелодраматичным", что под трогательные звуки и слеза прольется у иного слушателя или слушательницы. Как, например, у знаменитой певицы Валентины Пономаревой - члена жюри конкурса "Романсиада" под пение участника этого соревнования - студента Московской консерватории Александра Коренкова. Свидетелями сей отнюдь не наигранной сцены стали на днях миллионы телезрителей: канал "ТВ Центр" начал цикл передач о IV Всероссийском открытом конкурсе молодых исполнителей русского романса, учрежденном газетой "Труд" и Министерством культуры РФ.
Родившись по инициативе "Труда" четыре с половиной года назад, конкурс, обретший звучное и молодое имя "Романсиада", быстро стал превращаться в широкое культурное движение, объединившее тех, кому дороги традиции отечественного искусства, кто готов защищать, развивать их и сегодня, когда страна на перепутье, когда силы разрушения и созидания противостоят друг другу особенно драматически. Мы, газетчики, прекрасно осознаем: такое стало возможным и благодаря поддержке, которую оказало "Романсиаде" телевидение. Весь ход состязания становился достоянием не только тех энтузиастов, кто приходил в концертные залы Москвы и подмосковного Остафьева, Твери и Смоленска, Астрахани и Тулы, Кемерова и Минска, но и огромной международной аудитории телезрителей. Именно в своей телевизионной версии "Романсиада" особенно отчетливо показала: романс, это искусство возвышенных чувств, счастливо соединяющее в себе прекрасную музыку с подлинной поэзией, неизбывно нужен людям, как бы ни пытались убедить нас в обратном торговцы дешевыми песенками-однодневками. Ведь для их скоропортящегося товара классика с ее нетленными ценностями - опаснейший конкурент.
Честно говоря, мы, трудовцы, сами не ожидали, что наше предложение молодым профессиональным певцам, актерам, студентам творческих вузов принять участие в романсовом соревновании, подкрепленное возможностью выхода в эфир, вызовет такой широкий отклик. Каждый год приходит по нескольку сотен заявок со всех концов страны и из-за рубежа, на их основе отбирается примерно полсотни наиболее интересных исполнителей, очное состязание которых и наблюдают потом телезрители.
Ну и главное: те молодые артисты, которых открыл конкурс (принадлежащий уже и не нам, а общественности), во многом благодаря ему выходят на большую творческую орбиту. Можно уже без натяжки говорить о "поколении "Романсиады", которое все увереннее начинает определять собой облик сегодняшнего исполнительского искусства. Трудно, например, представить себе нынешнее "музыкальное поле" страны без голоса Николая Баскова. Может быть, пока еще в меньшей степени, чем он, стали телевизионными героинями и героями Карина Сербина, которая поет в Большом театре, Ольга Луцив-Терновская и Кирилл Попов - в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Дмитрий Шумейко - в Московской оперетте, Елена Кононенко и Герман Юкавский - в Камерном музыкальном, Борис Борейко и Лариса Павлова - в театре "Экспромт"... Их карьера, по сути, началась с того, что публика и продюсеры услышали певцов на гала-концерте победителей в Колонном зале, увидели в телевизионных трансляциях с конкурса. То же можно сказать о Ларисе Лусте из Питера, Юлии Зиганшиной из Казани - "хозяйках" ныне известных музыкальных салонов. В Тбилиси среди тех, кто не дает угаснуть традициям русско-грузинских культурных связей, - дуэт Нино Аразашвили и Дато Отиашвили. В большую оперную певицу буквально на глазах вырастает Елена Материнко из белорусского Могилева... Этот перечень талантов можно было бы множить, и они - открытия "Романсиады".
Имея возможность сравнивать телевизионный "облик" "Романсиады" разных лет, могу заметить, что в нынешнем сезоне нам, пожалуй, особенно повезло. Во всяком случае, по прошедшим передачам, посвященным остафьевскому и минскому турам, можно судить о режиссере Ольге Трегубовой как о человеке, тонко чувствующем "нерв" соревнования, любящем романс, умеющем находить динамичную и притом не противоречащую жанру экранную форму. Добрых слов заслуживает работа звукорежиссера Сергея Трушина, да и всей творческой телебригады "ТВ Центра".
На этой приятной ноте можно было бы и закончить, но, поблагодарив "ТВ Центр", считаю долгом высказать определенное недоумение по поводу отношения к "Романсиаде" другого телеканала - "Культура". Наш конкурс когда-то начинался как совместное детище "Труда" и ВГТРК, в чью систему входит "Культура". Да и, казалось бы, где место телеверсии "Романсиады", как не там? Тем не менее с прошлого года директор канала Татьяна Паухова отказалась от сотрудничества, "немотивированно мотивировав" это "невысоким исполнительским уровнем конкурса". Думаю, несправедливость этой оценки очевидна: достаточно вспомнить хотя бы, с каким искренним восторгом отзывались о недавнем гала-концерте "Романсиады" и его участниках Александра Пахмутова и Николай Сличенко, Михаил Швыдкой и Бари Алибасов, Вячеслав Зайцев и Олег Попцов...
Правда, образовавшуюся "прореху" в тематике канала попытались заполнить программой "Романтика романса". Но замену трудно признать равноценной. В новоиспеченной передаче нет динамики, нерва, сюжета, который обеспечивает сама интрига конкурса. Она редко знакомит с молодыми артистами, а если знакомит с некоторыми героями "Романсиады", то подчеркнуто "не афиширует" их связь с нашим конкурсом, упоминать который, можно подумать, в эфире "Культуры" нынче просто запрещено. В результате заявленной в названии романтики в передаче-то и нет. А есть претензия на "масштабность", неуместную в случае с романсом. Над огромным пространством парит кран с телекамерой, зимний сад заставлен кадками с деревьями, ползут дымы, мелькают лазерные лучи... Выходит в стиле какого-то новорусского оранжерейного китча, словно мы попали на дачу одного из нынешних нуворишей: дорого и безвкусно. И не понятно, при чем тут "Культура"?