ГОРОД В ВОЛЧЬЕМ ЛОГОВЕ

Подземные норы непонятного происхождения - в народе "волчьи ямы" - в нескольких километрах от Диканьки, в урочище Парасоцкий лес испокон веков пользовались у местных жителей дурной репутацией. Их побаивались, обходили стороной. Ни взрослые, ни даже самые любопытные мальчишки не рисковали туда спускаться. Наташа Педык из Диканьского учебно-воспитательного комплекса имени Н.В. Гоголя решила доказать, что "волчьи ямы" - не логово зверя, а древние скиты.

У девушки имелись архивные материалы, подтверждающие, что много сотен лет назад набожные люди ушли от соблазнов жизни в темное чрево подземелий, где отдавали время молитвам и изнурительным постам.
- Страшно не было, - говорит Наташа, сегодня уже первокурсница факультета информатики и английского языка Полтавского педагогического университета имени Короленко. - Вперед толкала не только любознательность, но и интуиция следопыта...
Наташа детально исследовала пещеры, тщательно все описала, сфотографировала. Ей удалось даже поработать с архивами в Полтаве и Санкт-Петербурге, что не всегда под силу даже опытным краеведам. Документальные материалы архивов вместе с исследованиями на месте потянули на серьезную научно-исследовательскую работу, заинтересовавшую маститых ученых. Девушка подтвердила свою гипотезу о том, что в пещерных скитах жили люди как минимум со времен Киевской Руси. Под землей оказался целый город! В пещеры вели восемь входов, но со временем все они, кроме одного, обвалились. У входа - поросшие деревьями холмы явно рукотворного происхождения. В бывших кельях - ниши для икон и следы от копоти свечей. Внутри довольно чисто. Наташа вспоминает, как поразил ее воздух в подземном монастыре - необычайно свежий, как будто работал кондиционер. Следов материальной культуры Наташа не нашла: монахи вели аскетический образ жизни.
Вот что рассказал диканьский краевед Василий Петрович Скорик, помогавший Наташе в исследованиях:
- Мой отец рассказывал, ссылаясь на известного знатока нашего края Воронянского, что пещеры очень давно рыл один монах-отшельник, решивший основать скит в этой глухой местности. О том, что это было именно культовое сооружение, говорит и старый колодец с ключевой водой под горой в Волчьем Яру, откуда монахи брали воду. С другой стороны, напротив пещер в Яковенковом Яру - поляна гектаров в пять с давней вспаханной землей. Здесь монахи выращивали овощи.
Наташа намерена добиваться, чтобы в этом месте провели серьезные научные раскопки, ведь на территории Украины настоящих пещерных скитов - считанные единицы. Монастырские пещеры у Диканьки - еще и уникальный памятник археологии. Именно такие культовые сооружения стояли у истоков развития православных монастырей. Диканьский скит - один из немногих, известных в Украине. Его дальнейшее исследование может открыть неизвестные пока события из истории первых лет христианства.