ВЕРЕЩАГИНУ ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО

Вчера впервые в истории Государственной Третьяковской галереи в ее стенах открылась выставка картины, гастролирующей по миру с предаукционным туром. Исключение было сделано ради знаменитого полотна Василия Верещагина "Стена Плача". Картина была написана более 120 лет назад, но на родине художника прежде никогда не бывала. Через десять дней "Стена" уедет в Тель-Авив, а 18 апреля в Нью-Йорке уйдет на торгах аукциона "Кристис" и, возможно, навсегда исчезнет в какой-нибудь частной коллекции.

В Москву картина прилетела на специально зафрахтованном грузовом самолете под усиленной охраной. В Третьяковке для нее освободили выигрышное место в зале Верещагина среди других полотен художника. Почему же знаменитая "Стена" известна у нас исключительно по репродукциям? Дело в том, что принадлежит она к опальной "Палестинской серии", написанной художником в Париже в 1885 году под впечатлением от путешествия по Ближнему Востоку. Царские власти сочли, что эти работы не отвечают религиозным канонам, и запретили их к ввозу в Россию. Хотя для "Стены" могли бы сделать исключение, поскольку эта вещь из разряда этнографических: изображает часть подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме и молящихся паломников у ее подножья. Ничего вызывающего - почти бытовая зарисовка. Спустя несколько лет во время поездки по Америке Верещагин вынужден был продать "Стену" за две с половиной тысячи долларов.
После этого картина исчезла из поля зрения искусствоведов. Лишь недавно выяснилось, что последние 87 лет "Стена Плача" принадлежала Художественному музею университета Беркли в Калифорнии, и когда хранители коллекции предложили оценить ее экспертам "Кристис", то они даже не знали, что это Верещагин. На волне невиданного интереса последних лет к русской живописи XIX века аукционисты рассчитывают выручить от продажи полотна не оценочные 3 млн. долларов, а сумму, в несколько раз превышающую эту цифру.
Кстати, Третьяковская галерея, обладающая самой большой коллекцией работ Верещагина - 138 картин и около 400 графических листов, могла бы тоже поторговаться, но, как заявил ее гендиректор Валентин Родионов, нынешний бюджет весьма ограничен. Правда, есть слабая надежда, что картину все же купит какой-нибудь российский олигарх и поместит на хранение в отечественный музей. А пока Третьяковке пообещали подарить от щедрот "Кристис"... раму от картины.