В Москву картина прилетела на специально зафрахтованном грузовом самолете под усиленной охраной. В Третьяковке для нее освободили выигрышное место в зале Верещагина среди других полотен художника. Почему же знаменитая "Стена" известна у нас исключительно по репродукциям? Дело в том, что принадлежит она к опальной "Палестинской серии", написанной художником в Париже в 1885 году под впечатлением от путешествия по Ближнему Востоку. Царские власти сочли, что эти работы не отвечают религиозным канонам, и запретили их к ввозу в Россию. Хотя для "Стены" могли бы сделать исключение, поскольку эта вещь из разряда этнографических: изображает часть подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме и молящихся паломников у ее подножья. Ничего вызывающего - почти бытовая зарисовка. Спустя несколько лет во время поездки по Америке Верещагин вынужден был продать "Стену" за две с половиной тысячи долларов.
После этого картина исчезла из поля зрения искусствоведов. Лишь недавно выяснилось, что последние 87 лет "Стена Плача" принадлежала Художественному музею университета Беркли в Калифорнии, и когда хранители коллекции предложили оценить ее экспертам "Кристис", то они даже не знали, что это Верещагин. На волне невиданного интереса последних лет к русской живописи XIX века аукционисты рассчитывают выручить от продажи полотна не оценочные 3 млн. долларов, а сумму, в несколько раз превышающую эту цифру.
Кстати, Третьяковская галерея, обладающая самой большой коллекцией работ Верещагина - 138 картин и около 400 графических листов, могла бы тоже поторговаться, но, как заявил ее гендиректор Валентин Родионов, нынешний бюджет весьма ограничен. Правда, есть слабая надежда, что картину все же купит какой-нибудь российский олигарх и поместит на хранение в отечественный музей. А пока Третьяковке пообещали подарить от щедрот "Кристис"... раму от картины.