АВДОТЬЯ НИКИТИЧНА - ВОТ ЭТО МУЖИК!

- Владимиров учился в ГИТИСе, сначала на актерском, а потом и на режиссерском курсе у самого

- Владимиров учился в ГИТИСе, сначала на актерском, а потом и на режиссерском курсе у самого Юрия Завадского. Семейные традиции?
- Мама была у него певицей, а папа - юристом. Вот и вся традиция. Мы подшучивали над ним, что он родился в год Обезьяны, потому и пошел "в артисты обезьянничать". На фото он всюду как бы в образе, позирует, гримасничает. Боря родился готовым к сцене. Когда началась война, ему исполнилось 9 лет. Занятия отменили, и он взамен уроков организовал детскую театральную труппу, поставив пьесу Суходольского "Дурак", где фашисты во главе с Гитлером допрашивают советского разведчика. Боря так здорово играл, что на спектакль приходили и взрослые. "Артист" Борис Владимиров, достав макинтош и шляпу а-ля Станиславский, явился к директору кинотеатра "Ударник" и предложил выступление труппы перед киносеансами. Успех был ошеломляющим: зрители шли на детей, а Боря расширял репертуар новыми номерами, сюжеты для которых писал сам. К тому времени относится его первая "старушка". Боря написал миниатюрку, как эта самая старушка стоит на крыше и тушит немецкие фугаски. Скопировал он этот образ со своей бабушки, жившей в подмосковном Ашукине.
- Вы рассказываете, словно сами были очевидцем тех событий.
- Встретились мы после войны. Я училась на третьем курсе ГИТИСа, а Боря уже работал артистом. Он пригласил меня на свой концерт и так увлек, что я влюбилась в него и в эстраду. Мы поженились, вместе сыграли в фильме "Неоплаченный долг". А в 1959 году создали передвижной эстрадный коллектив "Комсомольский патруль". Боря взял в "родители" Министерство культуры и ЦК ВЛКСМ. Под такой "крышей" мы были неуязвимы, объездив с гастролями всю страну. Для нас писали Виктор Ардов, Григорий Горин, Аркадий Арканов...
В августе 1962 года Бориса вызвали в ЦК комсомола: "Ваш коллектив направляется в Артек, будете выступать после Гагарина. Предупреди своих артистов: никакой самодеятельности. Юрий Алексеевич сам после концерта подошел к нам и пригласил посидеть в ресторане. Потом мы пошли на пляж, рыбачили. Борис, накупив авоську шампанского, пригласил Гагарина к нам в гостиницу, а время-то 23.00.! Тогда посторонних после 11 вечера в гостиницу не пускали, и швейцар, не признавший в Гагарине космонавта N 1, попросил "чужака" освободить помещение. Пришлось Юрию Алексеевичу снять темные очки, улыбнуться своей знаменитой улыбкой: "Батя, своих не узнаешь?" После этого мы "батю" выводили из шока.
- Как появился старушечий дуэт: Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна?
- В 1963 году "Комсомольский патруль" закрылся. Я ушла в мюзик-холл, начались зарубежные гастроли, а Борис увлекся эстрадой. Тогда и возникла идея создать дуэт старушек. Владимиров играл старушку еще в 1958 году. Он выступал с монологом Ардова "Бабка на футболе". Зрители рыдали от смеха, наблюдая, как мужчина с платочком на голове по-старушечьи причмокивая, учит футболистов, как надо играть. Владимиров использовал найденный образ и создал комический дуэт, в который пригласил Тонкова. Так у пролетарской старушки Никитичны появилась подруга Вероника Маврикиевна - манерная пожилая леди в смешной шляпке. Тонков говорил, что скопировал ее со своей тетушки - потомственной аристократки. В телепередачу Ширвиндта "Терем-теремок. Сказка для взрослых" Владимиров и Тонков пришли уже сложившимися "старушками". И проснулись они знаменитыми 1 января 1970 года.
- В чем был секрет успеха?
- Это был гармоничный тандем. Вадим Тонков - человек талантливый, интеллигентный. И Борис Владимиров - помешанный на эстраде человек-таран, не щадивший ни себя, ни других в работе. На гастролях в Ереване я попала в автокатастрофу, пришлось накладывать гипс. С перебинтованной рукой, еле сдерживающую слезы от боли, меня вытолкнули на сцену. Я пела песню "Крепче за баранку держись, шофер". Зрители думали, что рука в гипсе - актерская задумка-предупреждение. Хлопали, вызывали на бис. А Владимиров за кулисами мне сказал: "Выговор за опоздание на концерт тебе гарантирую - по линии министерства".
"Старушки" попали не только в характер своих героинь, но и учуяли возможные темы разговоров, их социальную направленность. Интеллигентствующая, но недалекая Вероника Маврикиевна попадала под мишень грубоватых шуток хамоватой, но по-житейски дальновидной Авдотьи Никитичны. Такой контраст характеров, сам вид их забавлял.
- Но как им удалось избежать цензуры?
- Загадка. Факт: ни один правительственный концерт не обходился без Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны - власть задушила их в своих объятиях. Их обожал Брежнев, приглашая к себе на дачу, домой. Вслед за ним их приглашали на неформальные концерты все члены Политбюро. К сожалению, сказалась обратная сторона этой любви: всюду накрывались столы, алкоголь, от которого нельзя было отказаться, лился рекой. Это сказалось на здоровье Владимирова.
- Почему вы расстались?
- Мы прожили 5 лет. Борис был очень ревнив, устраивал мне сцены, хотя поводов я не давала, не допуская и кокетства, как это было с его гражданской женой - чешкой Иржиной. В ресторане "Прага" ее приглашал на танцы какой-то завсегдатай ресторана. Владимирову это надоело, и он... откусил Иржине нос - потом понадобилась операция. Мне же он грозился: "Если что, выколю твои красивые глаза". "Если что" случилось в Днепропетровске, куда приехал и иллюзионист Кио с сыновьями. Когда я увидела этих красавцев в смокингах, поняла, что пропала. Я не могла оторвать глаз от Эмиля Кио. А вскоре переехала в квартиру, где жили Галина Брежнева с мужем Игорем Кио.
Потом был развод с Владимировым.
- Вы не очень весело рассказываете о своей жизни с Эмилем Кио.
- Этот брак был ошибкой. На меня нашло затмение - я увлеклась красивой оберткой, о чем жалею до сих пор. Борис не удерживал меня. Был со мной резок. Потом он женился на Татьяне Державиной, сестре Михаила Державина. Счастья ни он, ни я не нашли. Виню себя в этом. Думаю, ну чего мне не хватало?! Жила как за каменной стеной, не зная, сколько стоит батон хлеба: Борис сам ходил по магазинам, сам готовил.
Мы дружили с Константином Бесковым, Львом Яшиным, Иннокентием Смоктуновским, Иосифом Кобзоном, Геннадием Хазановым, Семеном Буденным. Если не удавалось собрать гостей у нас дома, то у него всегда при себе был чемоданчик-самобранка с деликатесами, водочкой. Он был щедр - качество, ценимое каждой женщиной. Он меня многому научил. Не расстанься мы, он бы из меня вылепил звезду.
- После развода с Кио вы не пытались наладить отношения с Владимировым?
- Если честно, я предала его, а он не прощал такого. Не в обиду моему нынешнему мужу - человеку любимому мной, - позови тогда Владимиров, я бы побежала за ним. Вскоре Бориса не стало - у него был рак почки. Он заглушал жуткие боли алкоголем. В больницу его отвозил Михаил Державин. В машине он заметил, что Борис перепутал левую и правую туфли. "Это я специально, чтобы тебя рассмешить", - сказал он. Это было в духе Бори: шутить на грани жизни и смерти. Он умер 8 апреля 1988 года. Я тяжело перенесла это.
- Смерть Владимирова не примирила двух любящих его женщин? Вы не встречались со вдовой, Татьяной Державиной?
- Мы встретились на поминках. Никаких отношений у нас быть не может. 19 лет Владимирова нет с нами, но до сих пор ему не поставили надгробного памятника. Он похоронен в могиле своей матери на Ваганьково. На надгробии после ее имени мелкими буковками высечены имя Бориса Владимирова, годы его рождения и смерти...
фото из личного архива
Беседовала Майя МАМЕДОВА
ИНОЙ ВЗГЛЯД
Мы связались с вдовой артиста Татьяной Державиной.
- Юбилейный день рождения Бориса Владимирова будет исключительно семейным. Отметим его в тесном кругу родных и друзей. Никаких торжеств, вечеров памяти, насколько мне известно, ни Минкультуры, ни иные организации не планировали.
Хотелось бы прояснить и навсегда закрыть деликатный вопрос о надгробном памятнике моему мужу. В средствах массовой информации, с экранов телевизоров муссируется слух "о скаредности семьи Державиных", поскупившихся на надгробие Владимирову. Да, Борис Павлович Владимиров действительно похоронен на Ваганькове в одной могиле со своей матерью. Но такова была его воля. И семья ее выполнила.