06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАШИ ИЛИ НЕ НАШИ ДЕТИ

В каждом городе России, где живет хотя бы тысяча евреев, появится общеобразовательная еврейская школа. Этнические школы открываются по всей стране. Должны ли дети расти исключительно в национальных традициях или стать частью российского общества. Эта проблема становится все острее.

Сейчас в России работает около 200 школ с национальным уклоном. У идеи этнообразования в нашей стране до сих пор множество противников.
Точной статистики, сколько в стране сегодня школ с этнокультурным компонентом, нет. По мнению председателя Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, таких школ около 200. В Москве их 32 - с азербайджанским, армянским, грузинским, еврейским, китайским, корейским, литовским, польским, татарским, турецким, украинским и молдавским уклоном. Вопрос об их создании решается, как правило, на уровне города по инициативе диаспоры. Программу по созданию учебных заведений финансирует столичное правительство. В регионах этношколы открываются на базе общеобразовательных по инициативе диаспоры. Но бывают и частные школы, и позволить себе это могут только богатые этнические группы. В России это еврейская и армянская общины.
Около половины российских этношкол - еврейские. Большего количества детских учебных заведений в стране не имеет никакая другая нация.
- У нас есть такая пословица: там, где живет 10 евреев, уже надо строить синагогу, - пояснил "Труду" Берл Лазар. - Поэтому мы стремимся строить школы там, где есть хотя бы несколько сотен детей соответствующего возраста.
Все этношколы вне зависимости от формы собственности работают по федеральным образовательным стандартам, выпускники получают аттестат государственного образца. Единственное отличие от обычной - это уроки национальной культуры, истории и родного языка. В частных школах это обязательные дисциплины, в государственных - факультатив. Обучение в коммерческих школах бесплатное для тех, кто подтвердит документально свою национальную принадлежность.
- Помимо общеобразовательных дисциплин мы с 1-го по 11-й класс преподаем три национальных предмета: еврейская традиция, еврейская история и иврит. По окончании выпускники получают стандартный аттестат о среднем образовании и диплом, удостоверяющий, что они прошли курс еврейского языка, - рассказала "Труду" Елена Булычева, завуч частной московской еврейской школы "Бет Егудит".
- Школы с этническим компонентом приобщают детей других национальностей к российским ценностям, а русским детям показывают, что одно и то же слово может звучать по-разному, - объяснил "Труду" президент Союза диаспор России Вартан Мушегян. - Дети так же гордятся достижениями России в космосе, так же болеют за "Спартак" и сборную России, так же все переживали, когда умер Абдулов.
Однако не все эксперты согласны с радужной картиной. Во Всероссийском фонде образования уверены, что в этих школах страдает качество образования. Все предметы преподают на русском, а многие учащиеся его плохо знают, поэтому постигать алгебру, химию и физику им становится еще труднее. Не согласны в фонде и с утверждением, что этношколы объединяют детей разной национальности.
- Обучаясь в такой школе, ребенок изначально растет в замкнутом мирке, он чувствует свою особость и не имеет реального представления об окружающем, - считает Сергей Комков. - Когда такие дети выходят из школы, им гораздо труднее приспосабливаться в обществе. l
Дисциплины для учащихся 3-го класса
Московская частная еврейская школа "Бет Егудит"
Русский язык
Чтение
Математика
Иностранный язык (английский)
Окружающий мир
Труд
Музыка
Физкультура
ИЗО
Еврейская традиция
Еврейская история
Иврит
Московская среднеобразовательная школа N1040
Русский язык
Чтение
Математика
Иностранный язык (немецкий или английский)
Окружающий мир
Труд
Музыка
Физкультура
ИЗО
мнение
Анетта Орлова, социолог
В этническую школу - по выходным
Пять дней в неделю ребенок должен посещать обычную общеобразовательную школу, а по выходным - школу с этническим уклоном.
После школы он должен идти в институт. И что, мы создадим институты только для представителей отдельной нации? А потом ему надо будет устраиваться на работу и учиться ладить с коллегами. После школы он живет по другим правилам и понятиям - возникает конфликт.
комментарий
Евгений Бунимович, председатель комиссии по науке и образованию Мосгордумы
Школы сгладили конфликты
В 1990-е годы эти школы сыграли очень важную роль - снизили национальную напряженность. Не будь их - у людей было бы ощущение, что их зажимают. И это обострило бы ситуацию.
Не вижу проблемы: есть же американские школы, немецкие, школы с углубленным изучением математики. Почему не должно быть еврейских? Это разнообразит систему образования, даст возможность выбора. Все они работают по российским стандартам образования, только с каким-то дополнительным компонентом - по изучению языка, культуры другой страны.
Георгий Хруслов, замруководителя Центра национальных проблем образования России
Агрессию вкладывают родители
Если человек еврей или армянин, то он им будет и в школе, и за ее пределами. Ребенка и так воспитывают в семье в национальных традициях, именно родители иногда вкладывают в него агрессию. В школе он становится частью нового социума. Поэтому такие школы не вредят. В Европе давно пришли к этому: в Германии много турецких школ, во Франции - алжирских, в Великобритании - индийских. Когда открывали корейскую школу в Москве, местные жители косились, а сейчас нет отбоя от русских, желающих отдать туда ребенка. Там преподают восточные единоборства и корейский язык.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников