Такие пилоты на дороге валяются

В связи с инцидентом с появлением в самолете пьяного летчика следователи намерены привлечь к ответственности его работодателя – «Аэрофлот»

В транспортной прокуратуре Благовещенска расследуют обстоятельства скандала с пьяным пилотом Александром Федоровым, который был снят с рейса на Москву. Следователи намерены привлечь к ответственности не только непосредственного виновника, но и работодателя в лице «Аэрофлота».

А пока у руководства авиакомпании появился еще один козырь против путающегося постоянно под ногами Шереметьевского профсоюза летного состава. Ведь 61-летний Александр Федоров, у которого в крови нашли 0,85 промилле алкоголя, оказался членом этой общественной организации. Пилота тут же уволили, а сам позорный факт связали с борьбой против допуска к нашим штурвалам иностранцев. «А тем временем, — резюмируют официальные представители «Аэрофлота», — поскольку у летчиков нет опасений, что они могут остаться без работы, они позволяют себе и такое».

— Мы считаем вопиющим проступок пилота, но при чем тут наша борьба за права? — недоумевают в ШПЛС. — Это переваливание с больной головы на здоровую. Ведь наша позиция состоит в том, что как раз снятие запрета на работу иностранным пилотам может негативно сказаться на безопасности полетов. Ведь к нам придут не лучшие, а те, кто оказался не нужен в своей стране.

Начальник отдела координации и развития медицины Межгосударственного авиационного комитета Сергей Ивашов посетовал, что дробление отрасли разрушило и жесткую вертикаль медицинского обслуживания и контроля. Раньше на каждом авиапредприятии была своя служба, неукоснительно выполнявшая регламенты министерского медуправления. Они соответствовали нормам, разработанным ИКАО и ИАТА. Сегодня же ни у нас в России, ни в странах СНГ таких регламентов нет.

Пять лет назад достоянием общественности стала запись переговоров пилотов Boeing авиакомпании «Аэрофлот-Норд», разбившегося при заходе на посадку в Перми. По заключению экспертов МАК, к трагедии привела «потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь командиром воздушного судна, осуществлявшим активное пилотирование самолета на заключительном этапе полета». Судебно-медицинская экспертиза установила факт наличия алкоголя в организме погибшего командира. Прослушивание записи вызывает оторопь: пилот буквально лыка не вязал, путал показатели давления с номером рейса.

Результаты расследования МАК обстоятельств катастрофы самолета Ан-28 в сентябре 2012 года на Камчатке также показали, что в крови обоих членов экипажа был обнаружен алкоголь.

Спрашивается: что же делать, чтобы исключить подобные случаи? Вот что нам ответил президент Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников:

— Боюсь, полной картины не знает никто. Не только потому, что руководители авиакомпаний, да и чиновники Росавиации часто болезненно воспринимают обнародование подобных фактов. Если в пассажирской авиации хотя бы имеется врачебный предполетный контроль, то владельцы частных самолетов, пересаживающиеся из своих «крайслеров» в кабины самолетов, часто взлетают без осмотра и вообще без оформления каких-либо документов. Сколько частных пилотов находятся за штурвалами подшофе, остается только гадать. Помните скандал с исчезновением Ан-2 в Свердловской области? Тот полет не был никем санкционирован, до запуска винтов на аэродроме была непринужденная обстановка, и не исключено, что пилот был активным ее участником.

В 2009 году принят закон № 336, по которому нахождение за штурвалом в состоянии опьянения, равно как и отказ от освидетельствования, наказывается лишением права управления от двух до трех лет. Но чтобы закон заработал и наказание стало неизбежным, нужно проводить ревизию всех служб, устраивать неожиданные проверки. Может быть, стоит открыть при Росавиации телефоны доверия, чтобы пассажиры и посвященные могли анонимно сообщать об известных им фактах и даже просто подозрениях. Риск жизнью пассажиров должен быть исключен.