Кто-кто? Пушкин!

Зачем у монументов нашим великим соотечественникам в городе на Неве устанавливать пояснительные «таблички для дураков»?

Памятники Александру Пушкину на площади Искусств и Михаилу Глинке на Театральной площади в Санкт-Петербурге обзаведутся пояснительными табличками. Видимо, чтобы жертвы ЕГЭ не перепутали, кто есть кто, для них специально уточнят: «Памятник композитору Глинке М.И.» и «Памятник поэту Пушкину А.С.». Для этого понадобилось решение суда.

Это вовсе не шутка — до 1 апреля еще три недели с лишним. Да и не смешно вообще-то. Монументы, установленные благодарными потомками нашим великим соотечественникам в Петербурге в 1906 и в 1957 годах, и без того имеют высеченные в камне надписи о том, кто именно тут изображен. Однако отныне они должны быть снабжены дополнительными пояснительными надписями. Так решил Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области по иску из Смольного.

Еще прошлым летом комитет по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП) обратился в суд, требуя обязать Государственный музей городской скульптуры, в чьем ведении находятся оба сооружения, установить информационные таблички. Согласно условиям охранного обязательства, музей обязан прикрепить к памятникам такие справки. То есть деятели в КГИОП считают, что уже имеющихся надписей сегодня недостаточно. Хотя всем нормальным людям понятно, что такое требование, как и будущие таблички, прикрепленные к изваяниям русских гениев, избыточны, излишни.

Кто в России не знает Пушкина и Глинку? А если даже найдутся такие малограмотные люди, то читать-то они во всяком случае умеют. Значит, каждый может опознать Михаила Ивановича и Александра Сергеевича если уж не в лицо, то хотя бы по надписям на постаментах. До сих пор никому в голову не приходило захламлять пространство вокруг знаменитых монументальных сооружений дополнительными «справочными» табличками. Памятник Пушкину работы скульптора Михаила Аникушина перед Русским музеем и памятник Глинке скульптора Роберта Баха и архитектора Александра Баха возле консерватории — давно признанные объекты культурного наследия РФ, не нуждающиеся ни в каких дополнительных опознавательных знаках. Очевидно, что и музей, как мог, молчаливо сопротивлялся этой нахрапистой безвкусице с подачи КГИО-П. Но делать нечего, остается выполнять решение суда, которое уже вступило в силу. Если ответчик не установит означенные таблички, то придется выплачивать истцу по 5 тысяч рублей ежемесячно. Не велика вроде бы сумма, но курочка по зернышку клюет. А если такой способ станет статьей дохода бюджета, то скоро будем ждать появления подобных «пояснительных» табличек и у Медного всадника, и у других памятников на берегах Невы, которых, слава богу, тут хватает.

Как это назвать — стыд, позор, возведенное в ранг очковтирательство? И что еще способны учудить в Смольном на фоне вопиющей гибели настоящих шедевров исторического центра Петербурга? Вот, например. В полукилометре от Эрмитажа и Невского проспекта в течение нескольких десятков лет загнивает один из самых знаменитых памятников XVIII века — Конюшенное ведомство. «Заброшка» в самом сердце города, где некогда отпевали как раз Пушкина и Глинку, не имеет даже проекта реставрации. Объект культурного наследия РФ находится в таком плачевном состоянии, что трудно подобрать слова для описания этой разрухи. Неотапливаемые темные анфилады некогда прекрасных, поражающих красотой и соразмерностью помещений, переживших революции и блокаду, ныне завалены кучами мусора, остатками перекрытий, разрушающимся лепным декором:

Так содержит когда-то великолепный памятник имперской столицы некое ООО, общество с ограниченной ответственностью, которому КГИОП два года назад сдал в аренду Конюшенное ведомство. И теперь Смольный вяло отбивается от запросов журналистов. Жалуется, что инвестор так и не предоставил властям Петербурга документы о проекте реставрации комплекса, что охранные обязательства не выполняются, что «проектная организация, а также функциональное назначение объекта в настоящее время не определены». Как и работы по ремонту, реставрации и приспособлению Конюшенного ведомства для современного использования. До сих пор эти документы так и не поступили, констатируют в КГИОП. Да что там, арендатор даже и не обращался в Смольный за заданием на проектирование. Не раскрывает инвестор и свои планы по использованию Конюшенного ведомства.

И что же? Да ничего особенного, все только разводят руками, а процесс загнивания памятника под чутким руководством городских властей идет уже более 30 лет! Конюшенная площадь, бывшая когда-то важной точкой притяжения среди нарядных зданий между Марсовым полем, Миллионной улицей и набережной Мойки, вместо того чтобы снова встать в ряд с известными достопримечательностями города и страны, медленно, но верно превращается в клоаку.

Вопрос остается только один. Появится ли возле входа в КГИОП надпись, пояснительная информационная табличка: «Здесь успешно имитируют заботу о памятниках Петербурга»?