03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЫШКИ ШАГАЮТ В МОРЕ

Ястребцов Геннадий
Опубликовано 01:01 07 Апреля 2000г.
Добыча нефти и газа в шельфовой зоне наших северных морей станет в наступающем столетии основой развития топливно-энергетического комплекса России. В этих уникальных природных кладовых хранится примерно сто миллиардов тонн условного топлива. Разумеется, взять такие богатства очень нелегко. Морская добыча углеводородов требует применения дорогостоящей новейшей техники, высоких технологий. Ими в полной мере владеют у нас, пожалуй, лишь предприятия военного кораблестроения, сосредоточенные на северо-западе России. Вот почему еще в 1992 году Газпром и около тридцати ведущих отечественных предприятий учредили Российское акционерное общество по освоению нефтегазовых ресурсов континентального шельфа - "Росшельф". Председателем совета директоров стал академик Евгений Велихов, а председателем правления - член правления Газпрома Борис Никитин.

В состав "Росшельфа" вошли предприятия военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, металлургии, машиностроения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские институты. "Росшельф" - это, по сути, мощнейший комплекс оборонных и судостроительных предприятий с большим научно-техническим потенциалом и практическим опытом работы в Арктике и для Арктики. На них заняты сотни тысяч квалифицированных рабочих и специалистов.
Освоение нефтегазовых богатств студеного океана по масштабности и сложности задач, можно сказать, сродни освоению космоса. Газпром и "Росшельф" разработали для этого долговременную программу. В Баренцевом, Печорском и Карском морях открыты крупные месторождения, среди которых поистине уникальные по своим запасам Штокмановское газовое и Приразломное нефтяное.
В 1994 году было завершено технико-экономическое обоснование Приразломного. Отсюда можно будет получить порядка 70 миллионов тонн "черного золота". В конце 1995 года на "Севмашпредприятии" в Северодвинске для этого месторождения начато строительство морской ледостойкой платформы весом более 80 тысяч тонн.
Инвестиции в проект должны составить около миллиарда долларов. Разработка Приразломного пойдет на условиях Соглашения о разделе продукции (СРП), что, безусловно, ускорит его ввод в эксплуатацию. В осуществлении проекта примет участие немецкий деловой партнер Газпрома - компания "Винтерсхалл АГ".
Первая нефть с Приразломного, по прогнозам экспертов, может быть получена уже в 2003 году.
Что касается Штокмановского, то это крупнейшее в арктическом секторе Европы газоконденсатное месторождение, расположенное в Баренцевом море, по запасам (три с лишним триллиона кубометров газа) вдвое больше знаменитого норвежского Тролля. Разрабатывать Штокман предполагается также на условиях СРП, ибо только так можно достичь в оптимальные сроки рентабельности, привлечь серьезных зарубежных инвесторов.
На днях в Архангельской области побывала большая группа депутатов Государственной Думы во главе с председателем Комитета по энергетике, транспорту и связи Владимиром Катренко и председателем подкомитета по СРП Николаем Рыжковым. Парламентарии посетили цеха "Севмашпредприятия", руководители которого вместе со специалистами Газпрома и "Росшельфа" ознакомили гостей с перспективами разработки новой техники для освоения арктического шельфа.
Как рассказал мне член Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, капитальные вложения в разработку месторождения и систему магистральных газопроводов, которые протянутся на материк, превысят 18 миллиардов долларов. Время жизни проекта - более тридцати лет. За это время наше государство может рассчитывать на поступление в казну 36 миллиардов долларов, что составляет 56 процентов чистого дохода по Штокмановскому проекту. И инвесторы тоже не останутся внакладе -внутренняя норма прибыли для них в реальных ценах составит 13,5 процента.
Доля участия в СРП, по предварительным расчетам, складывается так: российская сторона (Газпром и "Росшельф") - 50 процентов; иностранные инвесторы (американская компания Коноко", норвежская "Норск Гидро", французская "Тоталь" и финская "Фортум") - тоже 50 процентов.
Российские предприятия получат подряды на сооружение морских добывающих платформ, поставку оборудования, строительно-монтажные работы. Так что обывательские разговоры о том, будто на условиях Соглашения о разделе продукции мы "распродаем Родину", по меньшей мере беспочвенны...
Законопроект по Штокману был внесен группой депутатов в 1999 году. Правительство эту инициативу поддержало, что позволило ускорить подготовку закона к рассмотрению Госдумой. В первом чтении законопроект был принят 26 ноября минувшего года. И вот теперь, в Северодвинске, на своем выездном заседании подкомитет по СРП единогласно принял решение (ко второму чтению) одобрить проект федерального закона по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения на условиях раздела продукции.
Как говорили мне участники обсуждения, принятие закона по Штокману с нетерпением ждут не только оборонные предприятия. Проект обеспечит газификацию обширных регионов северо-запада нашей страны: Архангельскую, Мурманскую, Ярославскую области, Республику Карелию. Из общего объема добычи в 60 миллиардов кубометров газа в год две трети получат российские потребители. Оставшиеся 20 миллиардов кубов можно направить на экспорт в Европу. Для этого будет сооружен магистральный газопровод, который пройдет через Баренцево море, Мурманскую и Ленинградскую области, Балтийское море до северо-восточной части Германии.
Штокмановское месторождение может быть введено в строй уже в 2006-2008 годах.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников