СОСТОИТСЯ ЛИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО?

Один из первых документов, который Владимир Путин рассмотрел уже на следующий день после президентских выборов, был проект общенациональной программы по воспитанию у россиян толерантности - то есть миролюбия, терпимости к "чужим" мнениям, верованиям, образу жизни. Программа предусматривает также и "профилактику экстремизма" в нашем обществе. Задача преодоления этнических и других предубеждений, предрассудков, дискриминации по национальным и иным признакам представляется действительно актуальной. В России тревожно высока межэтническая и межконфессиональная напряженность. Каждый третий житель страны, как показали социологические исследования, испытывает подспудную неприязнь к тем или иным национальностям. Программа нацелена на преодоление негативных установок в этой деликатной области общественного сознания.

Резолюция на этом документе главы государства (написанная, правда, на бланке председателя правительства) была краткой, тем не менее она имеет принципиальное значение: "Согласиться с предложениями В. И. Матвиенко". Именно ей и ряду министерств пять месяцев назад Путин дал поручение разработать такую необычную программу на базе исследований, проведенных в инициативном порядке группой специалистов в области образования, социальной психологии и межэтнических отношений ("Труд" подробно рассказывал об этом 19 ноября 1999 г.). В соответствии с поручением была создана межведомственная рабочая группа, сформирован консультативный совет, в который вошли, помимо российских специалистов, представители Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, Британского совета, Всемирного банка, Института "Открытое общество", а также финские и шведские эксперты. Значительный интерес проявили многие российские общественные организации гуманитарной направленности. И вот первый этап этой многотрудной работы в основном завершен. Содержание документа представляет несомненный интерес.
В нем выделены три главные задачи. Прежде всего необходимо проводить такую государственную политику, которая будет эффективно противодействовать экстремизму, способствовать формированию толерантного сознания в гражданском обществе. У нас, к сожалению, иногда довольно вольготно чувствуют себя фашиствующие молодчики, националисты разных мастей, экстремисты (в том числе религиозные). Они выпускают, слегка маскируя опаснейшую этническую нетерпимость, книги и брошюры, публикуют статьи в газетах и журналах определенной направленности, создают свои объединения, организации. В отдельных регионах разжигание ненависти к "инородцам" находит поддержку даже у местных властей. Вот почему в "Программе" предусматривается серьезное расширение и развитие нормативно-правовой базы. Закон должен сурово карать за любые проявления экстремизма, не оставлять и малейшей лазейки для ухода от ответственности за подстрекательство к национальной или религиозной вражде. В ближайшие два года планируется принять пакет законов, которые в полной мере позволят достичь поставленных целей.
Вторая задача - активнейшим образом использовать систему образования и дошкольного воспитания для того, чтобы формировать у подрастающего поколения мировоззрение вполне цивилизованных людей. Речь идет не только о комплексе специальных учебных программ, но и о внедрении в практику, скажем, положительно зарекомендовавших себя за рубежом тренингов, которые через игровые формы позволяют дать яркое, эмоциональное представление о тяжелейших (в крайних случаях - трагических) последствиях этнического и иного экстремизма. (Кстати, тренинги предусматривается проводить и для государственных служащих - правоохранительных органов, Федеральной миграционной службы, Минобороны и других). Показательно, что, не дожидаясь официального принятия "Программы", в школах семи субъектов Российской Федерации, в том числе в Дагестане, началось экспериментальное использование новых методик и учебных циклов по теме "Толерантность". Другие регионы тоже проявляют к новациям немалый интерес. Видно, потребность в таких школьных занятиях действительно велика...
В более широких масштабах эксперименты должны начаться в сентябре нынешнего года в сферах высшего и общего образования. В вузах появятся новые циклы лекций: "Диалог культур", "Толерантность и проблема понимания", "Психология межэтнических отношений - от конфликта к толерантности". Для школ готовятся факультативы: "Великие книги человечества (Библия, Коран и другие)", "Миролюбие со школьной парты"... Что касается учебников и других материалов, то их издание планируется осуществить в течение 2000 года.
И, наконец, третье важнейшее направление - мобилизация возможностей СМИ для воспитания терпимости, гуманистического мировоззрения, создания соответствующей атмосферы в стране. В самом деле, только разумно используя такое мощное средство идеологического воздействия, как телевидение, радио, газеты, журналы, можно создать в обществе атмосферу неприятия, осуждения этнических предрассудков, во многом нейтрализовать, исключить экстремистские установки в массовом сознании. Преградой для распространения экстремистской литературы станет закон. В "Программе" предусмотрен и механизм контроля, который должен начать действовать уже в четвертом квартале нынешнего года: проведение постоянного мониторинга средств массовой информации, создание психолингвистической экспертизы публикуемых материалов, организация круглых столов "СМИ и экстремизм" и т.д.
Не останется без внимания специалистов и такая, казалось бы, сугубо спонтанная сфера, как детские игры. Вся связанная с этим продукция будет проходить психолого-педагогическую экспертизу и сертификацию. Разумеется, и видеоматериалы тоже, включая компьютерные игры. Подготовка соответствующего указа президента должна быть завершена во втором квартале 2000 года.
Параллельно намечено "запустить" десять серьезных исследовательских программ. Особое внимание будет уделено "диагностике общества", мониторингу всплесков экстремизма, своевременному выявлению потенциальных опасностей, "болевых точек". Это необходимо для гибкого опережающего реагирования на изменение ситуации, а в конечном счете - для снижения социальной напряженности в России.
Словом, работа развернется уже в ближайшее время и пойдет, судя по всему, широким фронтом. Понятно, что предварительно документ должен быть принят на заседании федерального правительства. Рассмотрение проекта состоится, скорее всего, уже в нынешнем квартале. Предлагается придать "Программе" статус "федеральной целевой" и включить расходы на ее реализацию в бюджет 2001 года. Ориентировочная сумма на этом начальном этапе - 25 миллионов рублей. Более серьезные средства, как ожидается, поступят от международных организаций и неправительственных российских спонсоров.
...У этой программы есть и второе название: "Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества". Действительно, общество не может считаться цивилизованным, демократическим, если страна не в силах справиться с политическим и иным экстремизмом, этническими конфликтами, если граждане не в состоянии понимать друг друга, если предрассудки и дискриминация по национальному, религиозному признаку становятся нормой жизни. Хотелось бы верить, что в нашей уникальной стране, где исстари живут люди десятков национальностей, принципы толерантности будут близки абсолютному большинству граждан.