08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

В АМЕРИКЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТОЖЕ ОБМАНЫВАЮТ,

Мясин Евгений
Опубликовано 01:01 07 Апреля 2000г.
Проблем, в том числе и потребительских, у американцев хватает. Сейчас наиболее распространенными нарушениями являются: слеминг, креминг и провайдинг.

Слеминг переводится как "захлопывать, закрывать дверь". Так называют в США перевод абонента без его согласия на телефонное обслуживание других компаний. Это явление возникло несколько лет назад после демонополизации крупнейших телефонных фирм. Между множеством новых идет жестокая борьба. Одни компании поглощают или вытесняют с рынка другие. Часто потребители без предупреждения получают счета за телефонное обслуживание уже от новых фирм, и платить им приходится значительно больше, чем раньше.
Креминг - втискивать, лгать. Так американцы называют взимание с потребителей дополнительной платы за незаказанные услуги. С этим нарушением и мне пришлось столкнуться в гостинице.
Провайдинг - обеспечение. С этим термином связаны нарушения потребительских прав во всемирной сети Интернет и локальных электронных системах (обманная реклама, обманная продажа по электронной почте).
Часто еще обманывают потребителей при продаже подержанных машин - продают автомобиль, отремонтированный после серьезной аварии, не информируя покупателя. Рискованно делать заказы товаров по почте. Тут, как и у нас, продают зачастую товары низкого качества, не соответствующие потребительским ожиданиям. Есть и пирамиды, но не финансовые, поскольку здесь очень жесткое нормативное регулирование, а торговые. Например, "клуб подарков", когда рекламируется якобы возможность за не очень большую сумму выиграть множество подарков. В результате участник действительно получает несколько совершенно бесполезных предметов, общая стоимость которых в несколько раз меньше, чем реально уплаченная сумма.
Существует четыре группы потребителей, которых из-за частого обмана относят к категориям риска. Это пожилые люди (в США их называют "белоголовками"), дети, домохозяйки и фермеры.
Нарушенные права потребителей прежде всего защищают суды. Судебная система в США хорошо отлажена. У рядовых американцев она не вызывает аллергии.
Огромную работу в Штатах ведут прокуратуры, в которых созданы специальные отделы по защите прав потребителей. Например, в штате Айова такой отдел насчитывает 18 человек, в том числе 5 юристов, 5 следователей, а один человек специально занимается просвещением населения. Есть и добровольные помощники. Это, как правило, пенсионеры - бывшие сотрудники прокуратуры или студенты, которые большей частью принимают и обрабатывают телефонные обращения граждан. В минувшем году прокуратурой Айовы рассмотрено 5 тысяч жалоб. В штате Орегон - до 14 тысяч жалоб, и потребителям в прошлом году компенсировано 8 млн. долларов.
По американским законам прокуратуры обладают большими правами: они могут за нарушение прав потребителей заморозить счета фирмы, оштрафовать ее. В Орегоне штраф - до 25 тыс. долларов, в Айове - до 40 тыс. долларов, но если потерпевшему более 65 лет, то штраф может вырасти до 100 тыс. долларов. В тех случаях, когда нарушения носят массовый характер, прокуратура предлагает фирме вернуть незаконно полученные деньги в специальный фонд для компенсации ущерба потребителям, чьи права были нарушены.
Прокуратуры обязаны действовать через суды, но широко распространена практика досудебных соглашений. То есть ответчик и истец принимают компромиссное решение, которое утверждается судом. Если же ответчик нарушает утвержденное судом соглашение, то ему грозит тюремное заключение.
У меня сложилось впечатление, что функции федеральных органов по защите прав потребителей в США прописаны и разделены более четко, чем это имеет место у нас в стране. Так, комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦБ) может требовать от инвестиционных компаний информацию о степени риска, проводить ревизии результатов их деятельности, давать заключения о качестве бухучета. КЦБ издает и приводит в исполнение инструкции по предотвращению обмана на рынках ценных бумаг, проводит расследования случаев подделки и других нарушений.
Комиссия по безопасности изделий (КБИ) устанавливает стандарты по большинству промтоваров, кроме автомобилей, и следит за их исполнением. КБИ определяет и отзывает с рынка опасные изделия. В минувшем году с производства были сняты 273 наименования товаров, или 36 млн. единиц.
Контроль за потребительским рынком продовольственных товаров (кроме мяса и птицы), лекарств и косметики осуществляет министерство здравоохранения и социально-общественных услуг. Наряду с выполнением надзорных функций оно издает журнал для потребителей "FDA Consumer", выпускает множество брошюр, буклетов.
Следует отметить, что многие "американские" виды обманов и нарушений потребительских прав, к сожалению, получили широкое распространение и у нас. До некоторых мы еще не доросли экономически, но с ростом потенциала будем, видимо, к ним приближаться.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников