"НАРОДНЫЙ" ТРАНСПОРТ КЛАССА "ЛЮКС"

Каждый день в города-мегаполисы из пригорода на электричках приезжают миллионы людей. Они спешат на работу, по делам, к родным и друзьям. А в поездах дальнего следования на вокзалы прибывают путешественники и командированные. Можно смело утверждать, что электропоезда получили статус "народного" транспорта.

Железная дорога привлекает в первую очередь ценами. Министерство путей сообщения РФ старается держать тарифы на таком уровне, чтобы людям разных социальных слоев были доступны железнодорожные билеты. Ведь летать самолетами далеко не всем по карману.
Только в прошлом году железные дороги России перевезли 1,3 миллиарда пассажиров. Однако МПС не ограничивается лишь низкими тарифами, а пытается создать более комфортабельные условия для пассажиров. Управление маркетингом на железнодорожном транспорте изучило структуру рынка пассажирских перевозок. Полученные данные важны для развития этой сферы услуг.
Выяснилось, к примеру, что на междугородных поездах путешествуют в основном женщины. Это не сенсация, так как подобный показатель отражает общую структуру населения нашей страны. Средний возраст пассажиров дальних маршрутов составляет 40,4 года. Интересно и то, что у этих людей довольно высокий уровень образования. К примеру, людей с "высшим" и "незаконченным высшим" среди них 42,1 процента, а со средним техническим и средним специальным - 34,1 процента. Подавляющее большинство пассажиров междугородных поездов работают на государственных предприятиях, в том числе и в бюджетных организациях, а также в государственных акционерных обществах. По уровню доходов пользующиеся междугородными железнодорожными перевозками занимают среднее положение.
Пассажиры пригородных поездов имеют свои особенности - их возраст в основном от 35 до 55 лет. Уровень образования заметно ниже, чем у тех, кто едет по дальним маршрутам. Кроме того, среди пригородных пассажиров больше, чем среди пассажиров междугородных поездов, военнослужащих и рабочих с более низким уровнем квалификации.
Как часто люди предпочитают пользоваться услугами железной дороги? Основная масса пассажиров междугородных поездов - 81 процент - садится в поезд примерно один-два раза в год или один-два раза в квартал и реже. Причем более 60 процентов этих людей пользуются также и автомобилями, электричками. А вот среди пассажиров пригородных маршрутов тех, кто пользуется этим видом транспорта один-два раза в год, чуть менее 7 процентов, ежедневные поездки совершает почти каждый четвертый.
Управление маркетингом также изучило группы пассажиров, объединив их по определенным признакам. В первую группу вошли "интенсивные дальние пассажиры", которые совершают от двух до 20 поездок в год, а во вторую - "интенсивные пригородные", они пользуются услугами железнодорожников более 60 раз в год.
Изучение структуры рынка пассажирских перевозок не ограничивается лишь статистикой. На основе полученных результатов принимаются меры, которые призваны повысить конкурентоспособность железной дороги. Рассматривая особенности при перевозках пассажиров на различные расстояния, необходимо обратить внимание на транспортное средство, которое будет ими востребовано. Авиационные тарифы нынче значительно - в пять-семь раз - выше самого дорогого тарифа при проезде поездом в вагоне "люкс". Поэтому Министерство путей сообщения России в новом графике, который вводится с 28 мая этого года, предусматривает совершенно новый подход к организации движения пассажирских поездов.
Проведенные опросы показали, что проезд на юг России, Черноморское побережье, через границу с Украиной не нравится пассажирам из-за прохождения таможни. Это не только вынужденная задержка в пути следования, но и отрицательный моральный фактор, неудобство таможенного досмотра в ночное время. Российские железные дороги обеспечили пропуск пассажирских поездов на Черноморское побережье в обход Украины - через Воронеж и Ростов-на-Дону. На этом направлении эксплуатируются комфортабельные пассажирские составы. Кроме того, резко увеличены скорости движения, за счет чего сокращено время пассажира, находящегося в пути.
Также решается вопрос о замене существующего парка пригородных электропоездов. Их физический и моральный износ весьма значителен. Как уже сообщалось, в прошлом году на Московскую железную дорогу с Демиховского машиностроительного завода поступили новые электропоезда. Они выпущены с разделением вагонов на первый, второй и третий классы по уровню комфортности и соответственно стоимости проезда. Новинка пришлась по душе пассажирам на межобластных маршрутах Москва - Тула, Рязань, Ярославль, и многих других.
Помимо прочего, организация движения скоростными комфортабельными электропоездами уже внедряется на железных дорогах. Современные электрички, которые пустили на пригородные маршруты, сначала предлагали пассажирам только по одному вагону первого класса. Однако люди предпочитали заплатить больше, но ехать, как говорится, со всеми удобствами. По желанию пассажиров число вагонов "люкс" в составах увеличили.
Маркетинговые исследования необходимы уже сейчас и для осуществления перспективных планов. Малое московское внутригородское железнодорожное кольцо становится одной из главных транспортных артерий мегаполиса. Строительство автодорожного кольца вблизи железнодорожного и в будущем организация внутригородского пассажирского движения рельсовым транспортом требуют создания принципиально нового подвижного состава. Он должен в полной мере соответствовать требованиям безопасности движения, существующим на сети дорог Министерства путей сообщения, а также быть комфортабельным, иметь возможность эксплуатации с выходом на радиальные направления Московского железнодорожного узла. Все эти решения позволят наиболее эффективно использовать малое кольцо, обеспечив надежную транспортную связь вновь создаваемой инфраструктуры с аэропортом "Домодедово" и другими районами Подмосковья.
Таким образом, изучение рынка пассажирских перевозок поможет путейцам улучшить условия пользования электропоездами.