ЛЫСЫЕ МАЛЬЧИКИ

От модного в ряде стран молодежного движения "скинхедов" эти юноши переняли манеру брить головы. Работать не любят, а если под напором взрослых: "Когда возьмешься наконец за ум?" - и найдут занятие, то не перетрудятся. Зарплата их не волнует. Обзаведясь семьей, со святой непосредственностью продолжают сидеть на родительской шее.

Впрочем, потребности у них достаточно скромные. Дешевые джинсы и свитер с оптового рынка, да было бы что "забросить в желудок" и выпить в компании себе подобных - вот, пожалуй, и все. Часами напролет готовы лежать на диване, уставившись в потолок...
И в 16, и в 20, и в 30 лет, когда бритые головы кое у кого начинают лысеть, они все еще мальчики. Наши дети. Наша боль и надежда. Что сделало их такими? Как пробудить в них активный интерес к жизни? С этими вопросами я пришла к ведущему научному сотруднику ГНИИ семьи и воспитания Российской академии образования и Министерства труда и социального развития, кандидату психологических наук Наталье ОСУХОВОЙ.
- Наталья Георгиевна, наше время при его трудностях открывает возможности, которые еще недавно и не снились. Можно попытаться сделать карьеру, стать богатым, увидеть мир... Почему это не трогает многих наших "мальчиков" и их сверстниц - они спят на ходу, словно в запасе еще одна жизнь...
- Целое десятилетие мы живем в перманентном кризисе. Подросткам, взросление которых пришлось на это время, общество не смогло дать ни веры, ни идеалов, ни элементарных правил игры, на которые ориентируется любой человек. Образ мира для этих ребят, как я обнаружила в ходе одного обследования, словно раскололся на две части. Характеризуя "внешний" мир, они сплошь пользовались такими эпитетами, как "враждебный", "опасный", "холодный"... Страх гонит их в мирок первоначальный - маленький, но теплый, свой... И не дай Бог, если что-то там не заладилось.
- Что, например?
- Исследования Д. Эльконина показали: раньше всех в глазах молодежи разрушился образ "позитивного взрослого". Того самого, которому подросток мог довериться. Родители не годились на эту роль, потому что их хватало лишь на то, чтобы прокормить семью. Школьных учителей жизнь выбила из колеи, и они сами не знали, то ли преподают и зачем...
- Выходит, пострадали и молодые?
- Да. У дедов идеалов не отнять, они живут с ними. Человеческая жизнь - это единое временное пространство из прошлого, настоящего и будущего. У внуков прошлого нет, будущего они боятся, а в настоящем не живут, а в основном выживают. Я знаю одного молодого человека 25 лет от роду, который, наделав долгов, пять лет прячется от кредиторов. А 24-летняя девушка, студентка четвертого курса, пришла ко мне с признанием: "Больше всего на свете я боюсь окончания института, потому что не знаю, чем буду заниматься, как буду жить на эти деньги".
- Но она же учится.
- Это ровным счетом ничего не значит. Сегодня учеба для студента словно камера хранения. Но совсем спрятаться от жизни трудно. Вот история той самой девочки, приехавшей в столицу из деревни. Раньше студентам-провинциалам тоже было тяжело, но опоры все-таки сохранялись. Например, приезжал земляк с салом из родной деревни. Да и сам студент на каникулы регулярно ездил к отцу с матерью. Словом, было ощущение безопасности и надежности, которое давали эти связи. Сейчас эти первые человеческие потребности, к сожалению, не всегда доступны - одни цены на билеты как подскочили. Что же дальше? Девушка вступила в сексуальную связь с более сильной уверенной сокурсницей. Она искала только тепла, и форма отношений не имела для нее значения. И лишь после разрыва с партнершей пришла к психологу с просьбой помочь вернуться к традиционной ориентации. Ее самая большая мечта - иметь семью и ребенка. Вот только как это осуществить?
- Странный путь достижения цели...
- А где ей познакомиться с молодым человеком? Раньше она пошла бы в клуб, на танцы, а сейчас вход везде платный. Вот и тусуется молодежь в переходах метро на Чистых прудах. Отмена всеобщего среднего образования привела к тому, что дети оказываются на улице не в 16 -17 лет, а уже в 14. Бесприютность и безнадзорность уготованы очень многим из них.
- Но есть же и вполне благополучные семьи.
- Есть и дети, которые хорошо знают, чего хотят от жизни, и не боятся никаких трудностей. Чтобы понять, почему одним родителям удалось их вырастить такими, а другим нет, зададимся вопросом, чем определяется благополучие семьи.
Материальным достатком? Профессиональными успехами родителей? Да, но гораздо важнее внутренние связи, система отношений с детьми, которые сплошь и рядом разорваны. Проявляется это в самых разных формах. Например, в наши дни "новые русские" отдают детей в западные элитные школы. Поняв, как тяжело им там, одни забирают чад обратно, но отношения уже разрушились. Другие оставляют сыновей и дочерей на чужбине, пытаясь ценой отчуждения от страны, культуры, языка и даже самих себя, дать им возможность для более достойной жизни. Такая же участь поджидает выпускников элитных российских учреждений, более половины из которых тоже устремляются за границу. Это "верхний" слой молодежи, которая не хочет ставить свою судьбу в зависимость от нашего раздрая.
"Нижний слой" из подземных переходов нередко прибирают к рукам криминальные структуры. Если преступная группировка оказывается единственной нишей, где молодой человек чувствует себя нужным, он идет туда, потому что это тоже "семья", где есть правила, которые нужно соблюдать.
- Как водится, виноваты общество, семья и школа. Но что же, наши сыновья, вымахавшие под два метра ростом, и дочки с ногами "от ушей" не пытаются искать свое место "под солнцем"?
- У них нет позитивного опыта поиска. Можно по-разному относиться к пионерской и комсомольской организациям, но часто именно с их помощью дети входили в общество. Опыт одного поколения передавался другому. Сейчас встал гамлетовский вопрос: "...порвалась дней связующая нить, как мне обрывки их соединить"? Ситуация полной свободы, в которой оказалось большинство "детей перестройки", напоминает мне разлив реки в половодье, после которого часть воды вернулась в прежние берега, а часть так и не нашла места в общем течении и высыхает, образуя островки. Между такими островками и бродят ребята в своем броуновском движении, не в силах найти выхода.
- "Лысым мальчикам", как вы определили, от 16 до 30. А что с ними будет потом?
- 30 лет-критический возраст. Вслед за самоубийцами умирают многие наркоманы и алкоголики, жертвами перестрелок становятся примкнувшие к преступным "авторитетам"...Во вторую группу входят те, кого родители перестают кормить и они вынуждены повзрослеть. Третья группа - ребята "с мозгами". Бывшие "хиппи" и "битлы" на Западе доказали, что приобретенный в пору затянувшегося самоопределения опыт может быть творчески переработан. Из них получились писатели, музыканты, общественные деятели. "Лежание на диване" - не всегда бессмысленное занятие, как порой кажется.
- Вот-вот, нечто похожее сказал психолог сыну моей приятельницы, которого она привела на консультацию. Парень бросил семью и работу и, следуя совету, "ищет себя"...
- Осознавший свое выпадение из общества пришел бы за помощью сам. А тут привела мама...Надо иметь в виду и то, что практической психологии в нашей стране каких-то 10 лет. А ставка психолога в школьном штатном расписании вообще появилась лишь в 1988 году. И то лишь потому, что ныне заведующий единственной в мире кафедрой психологии личности МГУ доктор наук Александр Асмолов пошел работать в Министерство образования и лично пробил ее. Но отношение к этой профессии и ее возможностям в нашем обществе еще не сформировалось.
- Итак, государство, общество самоустранились от воспитания своих граждан?
- Недавно вновь начали появляться организации, способные восстановить круг полноценной жизни подростков: общением друг с другом, совместными поездками в музеи, на выставки, занятиями спортом. Уникальные учебные заведения, вроде московской школы N 734, созданной бывшим научным сотрудником одного из столичных институтов Александром Тубельским, школы N 825 доктора педнаук Владимира Караковского, Московского государственного социального университета Василия Жукова... Их отличает как раз работа вокруг ценностей детей и молодежи, внимание к организации образа жизни, созданию условий, где ребята могут становиться на ноги. Но, к сожалению, это лишь отдельные островки, заслуга талантливых педагогов, а нужна система, чтобы не воспроизвести "кризисное поколение" и в XXI веке.