ВЕРБА ОХРАНИТ ОТ ЗЛА

Православный церковный календарь распорядился таким образом, что в этом году перед Страстной неделей православные христиане молитвенно отмечают один за другим два двунадесятых праздника: сегодня - непереходящий - Благовещение Пресвятой Богородицы, а завтра - переходящий - Вход Господень в Иерусалим.

Раскрывая духовный смысл великого евангельского события - Благовещения Пресвятой Богородицы, митрополит Филарет Московский в свое время обращал внимание верующих на немногословие Марии при встрече с Архангелом Гавриилом и так советовал: "Вслушаемся в молчание Марии и поучимся от Нее!"
Действительно, на приветствие небесного посланника: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою... " смущенная этими словами Мария смолчала. После слов гостя: "... и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус" - Она задала единственный вопрос: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Выслушав ответ, смиренно произнесла вторую и последнюю в этом разговоре фразу: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
Стараясь постичь "молчание Марии", наш святой новомученик митрополит Серафим задавался вопросом: "Что значит непонятный подвиг этот?" И сам же отвечал: "То, что Мариам есть совершенный сосуд Благодати. Как не годен употребляемый сосуд, когда он течет, так не имеет достоинств и духовный сосуд, если не хранит полученной благодати в смиренном молчании, но течет и освобождается праздным, нескромным, нетерпеливым или тщеславным словом". Владыка Серафим призывал не только осознать сокровенную и величественную красоту подвига молчания Марии, но и возлюбить его, и подражать ему: "Так святые отцы учат, что когда встретим что-либо непонятное в вере, то не нужно тотчас любопытствовать и прекословить, но в молчании внимать слову веры и терпеливо ждать времени, когда Дух Святой изъяснит это живым словом или опытом".
...А завтра верующие пойдут в храмы, неся в руках веточки вербы, мысленно представляя себе тот запечатленный в Евангелии день, когда Спаситель входил в Иерусалим. "... Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!.."
Иисус Христос въехал в Иерусалим на осляти, что говорило о Его кротости и миролюбии. И Он, глядя на ликующие толпы, встречавшие Его как мессианского царя, провидел Свое скорое трагическое будущее - эти же люди, обезумев от собственной духовной слепоты, потребуют от римских властей Его распятия... Вспоминая это событие, Церковь учит нас видеть в нем шествие Спасителя для принесения себя в жертву за грехи человечества и молитвенно воздавать Ему хвалу как победителю смерти.
Особенность наступающего праздника в том, что в храмах южных стран в этот день совершается освящение ваий - пальмовых веток. В нашей северной державе вошло в обычай окроплять святой водой веточки вербы, отсюда народное название праздника - Вербное воскресенье.
У православных с этим торжеством связано немало любопытных обычаев. Придя из храма домой, люди должны игриво стегать вербой друг друга и при этом приговаривать: "Не я бью, верба бьет". Считается, что такая "процедура" прибавит здоровья. Верующие убеждены также, что хранимые за иконами освященные веточки вербы надежно оберегают семью от всякого зла, от "нечистой силы".