ИЗОБРЕТАТЕЛЬ КОЛЕСА НЕ ХОТЕЛ НИКОГО УБИВАТЬ

Катастрофы на дорогах - общемировая проблема. В 1990 году полученные по этой причине увечья занимали девятое место в списке основных болезней человечества. По прогнозам международных экспертов, к 2020 году дорожные травмы займут, скорее всего, третье место в этом перечне. Ежегодно в мире погибает в результате ДТП около 120 тысяч человек, около 2,5 миллиона получают тяжелые травмы.

В России эта проблема - в ряду тяжелейших. Напомним цифры. По официальным данным, в прошлом году на российских дорогах произошло почти 187 тысяч ДТП, в которых пострадали 223 500 человек, погибло более 35 тысяч. Кто виноват в этих трагедиях? Что надо делать, чтобы их стало меньше?
Не следует привычно "списывать" все беды на пьяных за рулем. Согласно статистике, лишь каждый десятый водитель, совершивший ДТП, был нетрезв. "На дорогах России распространяется настоящая "эпидемия смертей", - заявляет представитель Всемирной организации здравоохранения Микко Виенонен. - Смертность от ДТП составляет ежегодно 25 случаев на сто тысяч населения, этот показатель в 4,8 раза выше, чем, например, в Финляндии. Значит, примерно 70 россиян погибают ежедневно в силу того, что не используют ремни безопасности, превышают скорость, употребляют алкоголь, разговаривают по мобильному телефону..."
Среди причин катастроф - и плохие дороги, и обилие машин с "мигалками", сиренами и "маячками", и отсутствие немедленной первой помощи пострадавшим. Из тех, кто погибает из-за ДТП, более 40 процентов не получают помощи от медицинских работников просто потому, что не доживают до момента их появления на месте трагедии. В России есть десятки нормативных документов, в которых говорится о необходимости оказания первой помощи работниками разных ведомств - ведь известно, что во многих странах такими навыками владеют и полицейские, и пожарные, и сами водители. У нас все пока так и остается на уровне деклараций. В результате первую помощь пострадавшие получают далеко не всегда, запоздалые усилия врачей слишком часто оказываются напрасными. На федеральных трассах Воронежской области, например, с помощью сотрудников ГИБДД была проведена проверка соответствующих знаний и навыков у водителей. Не более четверти опрошенных имели хотя бы смутное представление о реанимации, никто не обладал практическими навыками оказания первой помощи. Многие медики убеждены: ситуацию может изменить только федеральный закон о первой помощи при травмах и неотложных состояниях.
Закона пока нет. Но многое зависит и от самих водителей. Весной количество аварий обычно увеличивается, потому что за руль садятся те, кто всю зиму держал машину "на приколе". "Несколько месяцев простоя приводят к потере навыков управления, утрате былой реакции на аварийные ситуации, способности оценить обстановку на дороге, - говорит кандидат медицинских наук Галина Холмогорова. - Значит, водителю нужно вернуть "рабочую форму". Тренажер можно организовать даже в собственной машине. Выведя ее из гаража, нужно примерно час или два посидеть на водительском сиденье, мысленно проигрывая свои действия при любых маневрах. Затем необходимо заставить руки и ноги "вспомнить" все необходимые движения: вы должны "крутить" баранку, "давить" на газ и так далее. Огромное значение имеет посадка водителя, его поза. Самое важное - добиться устойчивого положения корпуса, вся тяжесть тела должна распределяться на подушку и спинку сиденья. Обратите внимание на свою одежду. Если находящиеся на шее сонные артерии хоть немного сдавлены воротником или галстуком, очень скоро появится сонливость, снизится быстрота реакции. Если сдавлены запястья, уменьшается чувствительность пальцев. Обувь тоже не должна сдавливать кровеносные сосуды. Очень часто на стеклах болтаются яркие игрушки или вымпелы, отвлекающие внимание. Поверьте, без этого можно легко обойтись - зато шанс добраться до места невредимым увеличится".
Американские психологи вывели множество типов автомобилистов. Например, "садист" не уступает никому дорогу, с визгом тормозит в последний миг, машина для него - средство выражения собственной агрессивности. "Ковбой" все время показывает, кто хозяин на дороге, подходя к машине, бьет по колесам ногами, с грохотом захлопывает крышку капота - "дикий мустанг" укрощен. Для "таксиста" правил дорожного движения не существует, ему все можно - он же пашет, он на работе. Конечно, эти портреты вызывают улыбку. Но нет сомнений, что каждый водитель - это своя психология. Общее у них одно: от каждого зависит жизнь - их собственная, их пассажиров, пешеходов и, конечно, других автомобилистов.