03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АКТУАЛЬНОСТЬ КЛАССИКИ

Крон Сергей
Опубликовано 01:01 07 Апреля 2004г.
Сегодня, когда криминальные телесериалы так популярны, спектакль "Наваждение Катерины" по роману "Леди Макбет Мценского уезда", показанный на "Золотой маске", как бы тоже из этого ряда: женщина ради своего любовника убивает свекра, мужа, племянника.

И все же в произведении Николая Лескова есть то, чего нет в телевизионных поделках: исследование потаенных лабиринтов человеческой души, когда страсть берет верх над разумом и человек попирает христианские заповеди. Недаром в спектакле Алексея Песегова после того, как Катерина совершает первое преступление, висящая в углу икона Богоматери Умиления поворачивается, и лампадка гаснет. Русская леди Макбет пошла против Бога, и Заступница отвернулась от нее.
Спектакль у норильчан получился не бытовой, а, хочется сказать, магический. Атмосфера мрачного купеческого дома создается здесь не только декорациями, но и перепадами ритма. Вот Катерина, похожая на заводную куклу, с трудом поднимается с постели, медленно одевается и, словно сомнамбула, движется по световой дорожке, окруженная тьмой и безмолвием. При первой встрече Катерины (Екатерина Соколова) с красавцем Сергеем (Алексей Дербунович) все резко меняется. Это напоминает прорыв плотины, будто неукротимая река вырвалась на волю и понесла героев неизвестно куда. По мере того как любовный омут все глубже затягивает молодую купчиху, нарастает гул, исходящий из-под земли. Он предвещает что-то недоброе, но желание обладать друг другом у любовников настолько велико, что они ничего не слышат и, даже совершая убийства, не чувствуют себя преступниками. Надо видеть, с каким остервенением и нескрываемым наслаждением Сергей танцует "Камаринского", понимая, что скоро станет хозяином, и никто теперь его пальцем не посмеет тронуть. Но тут распахиваются ворота, и в клубах дыма, словно из преисподней, возникает племянник убиенного мужа, претендент на половину наследства. И снова льется кровь. Стоя у перевернутой иконы, Катерина хочет перекреститься - и не может, в этот момент она чувствует, как ее дитя шевельнулось внутри. Кажется, сама судьба протягивает руку помощи обезумевшей женщине, но она боится потерять Сергея, не желающего жить с ней в бедности, поэтому должен умереть чужой ребенок. Спектакль шел более трех часов в напряженном молчании зрительного зала, как будто все ждали чуда, не веря, что любовь способна превращать человека в зверя, хладнокровного убийцу. И чудо произошло. Связано оно было, правда, с глубокой и проникновенной игрой артистов, живущих в далеком Минусинске, где уже несколько лет Алексей Песегов ставит талантливые спектакли.
Другой провинциальный театр из Омска представлял на "Золотой маске" горьковских "Дачников". Лет пятнадцать назад этот спектакль точно бы запретили, а режиссера обвинили в искажении классики. "Дачники" у Евгения Марчелли - это злая пародия на современную интеллигенцию, болтливую, ноющую, не отказывающую себе в удовольствиях. Ведь они в прошлом так наголодались, так настрадались за правду, что теперь им можно и расслабиться. Куртуазные мужчины, напомаженные мальчики, расфуфыренные жены с безвольными мужьями собираются на своих дачах, чтобы поудить рыбку, завести очередной романчик, посплетничать, похвастаться знаменитым гостем. К адвокату Басову (Валерий Алексеев) приезжает известный писатель Шалимов (Евгений Смирнов). Этот "инженер человеческих душ" давно уже исписался, у него остались только былая слава да умение обхаживать хорошеньких женщин. Попадая в нежные лапки жены адвоката Варвары Михайловны (Екатерина Потапова), для которой Шалимов многие годы служил образцом настоящего мужчины, потрепанный жизнью писатель как ни старается - не может соответствовать амплуа сильного мужчины. Это выглядит очень смешно и ничуть не пошло, потому что сами артисты относятся к этому с юмором.
Надо сказать, что весь спектакль насыщен подобного рода фарсовыми сценами, в которых не мужчины завоевывают женщин, а наоборот. При этом каждая любовная пара разыгрывает на стоге сена свой этюд примерно с одним и тем же сюжетом: оба ищут друг в друге свой давнишний идеал. Может быть, кому-то покажется, что Марчелли слишком вольно повел себя с классиком, непозволительно много уделив внимания сексуальным отношениям героев, только ведь он ничего не менял в тексте Горького и лишь по-своему расставил акценты, предложив современным интеллигентам взглянуть на себя "в зеркало". По-моему, это поступок. По крайней мере в Москве никто из режиссеров на такое не решался.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников