03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КАПИЩЕ НА ХОДЫНКЕ

Молоков Владимир
Опубликовано 01:01 07 Апреля 2004г.
Альфред Форд, правнук легендарного автостроителя Генри, обнародовал план сооружения центра для последователей "Харе Кришна" и ведической религии в центре Москвы. Здание, как говорят, стоимостью 10 миллионов долларов, высотой 52 метраи вместимостью до 8 тысяч человек предполагается воздвигнуть вблизи стадиона ЦСКА в районе элитных новостроек у Ходынского поля.

Что ж, это по-своему естественная плата за статус Москвы как одной из мировых столиц. Раз мы хотим влиять "на всех", то и эти "все" будут влиять на нас. Но в то же время Москва - не Лондон. В короне Британской империи жемчужиной долго являлась Индия. Наплыв индусов в Англию, а арабов во Францию - следствие веков колониализма и экспансии. Россия перед Индией ничем не согрешила, а потому, думаю, не должна становиться заложником некой ответной "миссии".
Индуистский храм в Москве, конечно, может быть, никакие наши законы не запрещают его возведение. Но при решении вопроса о строительстве нужно все-таки подумать: мы продолжаем политику Горбачева - Ельцина, когда государственная власть декларировала, что у России нет никаких особых национальных интересов, или мы все же намерены формулировать и защищать такие интересы? К примеру, подобная трезвость должна наконец прорезаться в отношениях России и Украины: помощь соседям газом или зерном пора бы увязывать со статусом русского языка в Украине, да и со статусом Русской церкви.
В былые времена Россия в отношениях со своими соседями опиралась на местные православные общины. Так это было при высвобождении Украины из-под власти Польши, так это было в Турецкой империи... Нечто подобное можно использовать и в отношениях с Индией.
В Индии на данный момент положение христиан благоприятным не назовешь. А ведь это одна из традиционных религий Индии, насчитывающая уже 20 веков: еще в апостольские времена апостол Фома дошел до Индии и создал христианскую общину. В Индии сейчас христиан больше, чем буддистов. По переписи 1991 г. - 19 миллионов (2,4% населения), а буддистов - 6 миллионов (0,76%). Это даже с учетом многочисленных буддистов-беженцев, покинувших Тибет после его оккупации Китаем. Тем не менее статус христиан в Индии достаточно проблематичен. В 1950 г. указом президента бедняки ("неприкасаемые"-далиты) в случае обращения в христианство лишались ряда предусмотренных законом льгот (указ подтвержден Верховным судом Индии в 1985 г.). В 70-е годы в ряде штатов были приняты законы, просто запрещающие обращение индуистов в христианство и ислам. В 90-е годы к власти в стране пришли националистически настроенные партии. В итоге был принят закон, по которому место, где находится вино, не может являться объектом культа. В христианстве, как известно, вино употребляется во время причастия, так что христианские храмы лишаются статуса святынь. Это значит, что если какой-нибудь воинствующий фанатик ворвется в христианский храм и устроит там скандал или погром, то это будет рассматриваться не как кощунство, а как обычное уличное хулиганство.
Только в течение 1998 г. Объединенный христианский форум за права человека зарегистрировал 120 нападений и других враждебных актов, направленных против христиан Индии, в том числе поджоги более 30 церквей в западном штате Гуджарат на Рождественской неделе. 64 христианина были убиты. 23 января австралийский миссионер Грэхем Стейнс и двое его сыновей - 10-летний Филип и 8-летний Тимоти - были сожжены в своей машине в деревне Манохарпур в восточноиндийском штате Орисса. Сотня воинствующих индуистов, выкрикивая антихристианские лозунги, сожгла около 300 экземпляров Библии в г. Раджкот (штат Гуджарат на северо-западе Индии). Вооруженная группа пыталась ворваться в церковь в г. Джхабуа (штат Мадхья-Прадеш). В этом же штате изнасилованы четыре католические монахини.
Особое раздражение индуистов-фундаменталистов вызывает то, что христианская церковь выступает за равенство всех людей, невзирая на кастовое происхождение. Не случайно чаще всего нападениям подвергаются те, кто посвятил себя служению бедным и обездоленным...
Я думаю, было бы странно открывать в Москве индуистский религиозный центр, не дождавшись и не добившись улучшения положения христиан в самой Индии. Кроме того, естественно было бы дождаться урегулирования в Индии других межрелигиозных конфликтов: возврата буддистам храмового комплекса в Бихаре, захваченного 30 лет назад индуистскими жрецами, и замирения индуистов с мусульманами.
Нельзя не заметить "асимметричность" в русско-индийских религиозных отношениях. Если в Индии будет построен православный храм, то он будет храмом для русских женщин, которые вышли замуж за индусов в эпоху индо-советской дружбы. Но он не станет центром проповеди православия среди индусов.
Однако если индуистское святилище появится в Москве, то его жрецы отнюдь не ограничатся работой с индуистской общиной. Во время визита в Москву в середине октября г-н Форд сказал: "Для меня наиболее важным является распространение индуистского знания о душе. Это более важно, чем всякое иное знание, и моя главная ценность". Строится, как видится, пропагандистский центр, рассчитанный на русских, а не на индусов. Он станет центром раздробленных, но довольно многочисленных языческих групп; центром, который будет разрушать остатки христианской традиционной культуры в сознании многих москвичей.
Наконец, позитивную оценку планам строительства в Москве индуистского религиозного центра мешает дать участие в этих планах движения "Харе Кришна", о котором идет довольно-таки скандальная слава.
Так что прежде умножения языческих капищ стоило бы, полагаю, задуматься над культурными и социальными последствиями. Нет, если г-н Форд купил огромный участок очень дорогой московской земли, то это куда ни шло. Но, говорят, речь идет не о продаже, а о передаче земли. Выходит, что наше государство помогает языческому культу? Именно - культу, а не культуре Индии.
Если же индусам, проживающим в Москве, нужно место для молитвенных собраний - то такое им вполне могло бы предоставить посольство Индии на своей территории (именно так создаются сегодня православные приходы в Пекине или Риме). Впрочем, трудно сказать, как религиозный центр сможет работать: ведь "индуизм" - всего лишь газетный термин. На самом деле религии народов Индии - даже признающие авторитет Вед - весьма разнообразны, и не всегда их отношения беспроблемны.
В любом случае не стоило бы, по-моему, спешить с "пропиской" языческих богов в нашем городе. Серьезной поддержкой именно такого подхода к проблеме "капища на Ходынке" считаю недавнее заявление Межфракционной депутатской группы Госдумы "В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России", подписанное 41 парламентарием во главе с Валерием Гальченко. В документе, в частности, говорится: "Мы удивлены и шокированы тем, что в столице нашей Родины выделяется земля для строительства "Центра ведической культуры", в котором, по имеющейся у нас информации, будет размещен и кришнаитский "храм" вместимостью в восемь тысяч человек". По мнению депутатов, размеры этого центра "совершенно неадекватны численности последователей Общества сознания Кришны, а предполагаемая деятельность центра явится актом неорелигиозной экспансии в столице России"...
P.S. Источники сведений о гонениях на христиан в современной Индии приведены в моей книге "Дары и анафемы"; остальные данные - из книги Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., Институт востоковедения РАН, 2002.

* * *
Комментируя планы Общества сознания Кришны, главный раввин России Адольф Шаевич высказал недоумение по поводу того, что кришнаиты пытаются искусственно привить свое вероучение россиянам. По его мнению, их гигантское культовое сооружение в столице России будет вызывать отторжение не только у верующих, но и у многих других москвичей. "Почему в православном государстве, - удивился Адольф Шаевич, - индуистский храм должен быть выше, чем большинство столичных церквей? Мне, терпимому человеку, это совершенно непонятно".
Главный раввин России пытался также найти ответ на вопрос: почему "молодые ребята с ярко выраженной славянской внешностью бреют себе голову на кришнаитский манер и надевают облачение индуистских аскетов?" Как он считает, "за долгие годы отлучения от религии мы потеряли под собой твердую почву, потеряли национальные (в хорошем смысле слова) корни: и русские, и евреи, и татары - кто угодно. И многие люди, которые мало знают о своей родной культуре, о своих истоках, с легкостью становятся сегодня иудеями, завтра православными, послезавтра - мусульманами, а там и кришнаиты что-то предлагают". А за этим, по его словам, "нет никакой глубокой веры".
Павел АНОХИН.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников