Когда откопали кабину, в ней оказались останки двух летчиков и кожаная планшетка с документами. Прочесть что-либо в них не удалось, бумаги изъела плесень. Безымянных пилотов похоронили в братской могиле, а планшетку передали в нашу редакцию.
Мы обратились за помощью к эксперту-криминалисту Александру Дорошенко. Через несколько дней он позвонил и сказал, что на крупномасштабной карте, начерченной от руки, штурман обозначил Будапешт и его окрестности. Мы решили, что бомбардировщик скорее всего погиб во время сражения за венгерскую столицу. Это значило, что самолет входил в состав авиации 2-го или 3-го Украинского фронтов, войска которых в конце декабря 1944 года соединились под Эстергомом. В окружение между Дунаем и озером Балатон попала почти 200-тысячная группировка противника. Советское командование во избежание ненужного кровопролития предъявило тогда гитлеровцам ультиматум о капитуляции. Но парламентеры обоих Украинских фронтов были расстреляны. Штурм Будапешта оказался неминуем.
В планшете сохранились и две фотографии, однако лиц на них было не разобрать. Здесь же лежала небольшая записная книжка, своего рода учебное пособие по штурманской подготовке. На одной из страниц - схема расположения приборов в кабине и перевод их названий с английского. Видимо, летчик пользовался ею как шпаргалкой, чтобы в полете не перепутать приборы.
Больше всего в планшете оказалось комсомольской документации - протоколы собраний эскадрильи и план работы бюро, датированный осенью 44-го. Несмотря на войну, комсомольская ячейка жила активно - судя по выписке из протокола заседания бюро, где одного из членов РКСМ 1922 года рождения заслушали "...по поводу организации пьянки на аэродроме от 27.09.44 года". Недисциплинированный комсомолец отделался выговором.
На многих бумагах стояла подпись комсорга эскадрильи младшего лейтенанта Гутникова, и мы пришли к выводу, что планшет принадлежал именно ему.
Последние записи в протоколах собраний датированы исходом сентября 1944 года, что означало одно из двух: либо комсомольские собрания после сентября 44-го проводить было некогда, либо самолет был сбит в октябре и в эскадрилье выбрали другого комсомольского вожака.
Кроме фамилии комсорга, удалось установить, что самолет принадлежал 1-й эскадрилье 452-го бомбардировочного авиаполка. Мы решили проверить в подольском архиве, был ли среди не вернувшихся с боевого задания летчик Михаил Гутников. В списках потерь такой фамилии не оказалось.
Выходит, что планшет принадлежал кому-то другому. Но кому?
В исходных данных не хватало самой важной координаты - времени. Если отталкиваться от самой поздней даты комсомольских протоколов, бомбардировщик не вернулся с задания после сентября 44-го. Но полк в это время был еще далеко от Дуная. Залететь сюда "Бостон" не мог - слишком мал его боевой радиус. А наступательная операция 3-го Украинского фронта началась в декабре. Может, донесение о пропавшем экипаже следует искать именно за этот месяц?
Мост через Дунай, который бомбили тогда наши самолеты, был крепким орешком. Он входил в систему оборонительных укреплений так называемой линии "Маргарита", и преодолеть сплошную стену зенитного огня на пути к нему было непросто. В списке безвозвратных потерь полка наш сотрудник Владимир Курени обнаружил, что в декабре 44-го с боевого задания не вернулись только два экипажа - командира эскадрильи капитана Валентина Зинина и младшего лейтенанта Геннадия Кольцова. Бомбардировщик командира был сбит 21 декабря, а "Бостон" Кольцова - на следующий день. Данные аэрофотосъемки подтверждали, что мост через Дунай разрушил именно его самолет.
Теперь оставалось выяснить, чей бомбардировщик лежит на берегу Дуная - Кольцова или Зинина? Мы стали искать ветеранов полка, которые помнят Будапештскую операцию, и вышли на техника 452-го бомбардировочного авиаполка, ныне известного российского художника Алексея Петрова из подмосковной Балашихи. Он взглянул на копию списка полковых потерь и обомлел:
- Позвольте, но это ошибка! Разве Валя Зинин погиб? Да я несколько лет назад был у него в гостях. Весь экипаж из того полета вернулся. Только пешком...
Петров рассказал, что 21 декабря 1944 года самолет Зинина действительно был сбит, но экипаж успел покинуть горевшую машину. Командир вместе с воздушным стрелком-радистом Кузьмой Рябчиковым приземлились между нашими и немецкими позициями. Наша пехота их выручила.
Есть поверье, что заживо похороненные живут долго. Но поиск Зинина закончился горькой новостью - Валентин Васильевич не так давно скончался. Наверное, он мог бы многое объяснить в загадочной истории погибшего "Бостона", который пилотировал Кольцов...
Мы уже не искали каких-либо дополнительных доказательств. Все было ясно - на правом берегу Дуная, возле венгерского городка Эстергом, лежит другой экипаж. Вот их имена:
КОЛЬЦОВ Геннадий Нилович, младший лейтенант, 1922 года рождения, уроженец села Завидово Оленинского района Калининской области, в РККА с 1940 года.
ФИНКЕЛЬШТЕЙН Гирш Ефимович, младший лейтенант, 1921 года рождения, уроженец местечка Лиозно Витебской области, в РККА с 1940 года.
ЕГОРОВ Василий Сергеевич, стрелок-радист, 1924 года рождения, уроженец станции Абрамовка Воронежской области, в РККА с 1942 года.
КУШНИР Григорий Афанасьевич, старший сержант, 1921 года рождения, уроженец села Карешкив Копайгородского района Винницкой области, в РККА с 1941 года.
В нашем расследовании можно было бы поставить точку, если бы не еще одно обстоятельство. В экипаже значились четверо, а найдены останки только двоих. Хочется верить, что остальным удалось спастись. Но на аэродром никто так и не вернулся...
Фотокарточки летчиков мы взяли в архиве. Им здесь всего двадцать с небольшим. На следующий день после гибели ком-эска они пошли на опасное задание и ценой жизни выполнили его. Мост через Дунай разрушили именно их бомбы. Искать сбитый бомбардировщик командованию было некогда - войска шли на Берлин. До Победы оставалось всего четыре месяца...
СПРАВКА "ЗАБЫТОГО ПОЛКА":
452-й бомбардировочный авиационный полк входил в состав 218-й дивизии 5-й воздушной армии. На вооружении имел американские бомбардировщики "Boston А-20G". В составе 2-го Украинского фронта полк участвовал в Будапештской операции, за что получил орден Богдана Хмельницкого и почетное наименование Будапештский. За время войны потерял в боях три состава. После Победы летчики полка прошли переучивание на самолеты Ил-28, которые могли нести атомную бомбу. Расформирован в 1960 году.