С ЧЕТВЕРТОЙ ПОПЫТКИ

Для получения водительских прав в Великобритании надо сперва сдать сложнейший теоретический экзамен, а потом уже разбираться с вождением. Причем если первый удается, как правило, осилить с первой попытки (после интенсивной зубрежки), то экзамен по вождению британцы "берут" в большинстве своем с третьей.

Поездив несколько месяцев со старыми советскими правами 70-х годов, я вскоре выяснил, что использовать этот закатанный в полиэтилен раритет можно не больше года. Дальше иностранцу необходимо получить местные права.
Но сперва здесь надо обзавестись временными правами. Ходить для этого никуда не надо. Взял на почте бланк заявления, вместе с ним вкладываешь в конверт паспорт, две фотографии, квитанцию об уплате взноса в 38 фунтов стерлингов (около 70 долларов) и в обычном конверте отправляешь в DVLA - местную ГИБДД.
Через три недели в таком же конверте я получил паспорт обратно, а вместе с ним временные водительские права, состоящие из двух частей. На малиновой пластмассовой карточке размером с кредитку были впечатаны моя фотография и основные данные. А большой зеленый лист - для информации о нарушениях, штрафах и подробностях автомобиля. Ездить с такими правами можно только под контролем опытного водителя. "Застукают" за рулем одного - огромный штраф.
Следующий барьер - экзамен по теории. Я по телефону записался на экзамен, внес в кассу еще 20,5 фунта (39 долларов) и в назначенный день достаточно успешно справился с 50 вопросами, выданными мне монитором. "Вот и прекрасно, - сказал мне председатель комиссии, - теперь у вас есть целых два года для сдачи экзамена по вождению. Надеюсь, уложитесь". В тот момент слова эти задели. С чего бы у меня, водителя с 25-летним стажем, проехавшего по дорогам многих стран, были проблемы со сдачей практики?
Для пущей уверенности взял несколько уроков у местного инструктора (по 15 фунтов каждый), бойко объяснившего мне премудрости типично английских дорожных ситуаций.
Когда указательный палец почти онемел от нажатия на телефонные кнопки, вполне веселый голос оператора сообщил, что в будние дни ближе чем через 2 месяца на экзамен не пробиться - все занято. Это было жаль - в будни экзамен стоит 39 фунтов, а в выходные - на 10 дороже. Ну да что поделаешь.
В назначенный день и час из здания экзаменационного центра вышел весьма любезный джентльмен, и, представившись, попросил меня следовать в указанном им направлении.
45 минут мы ездили по узким лондонским улицам, донельзя забитым транспортом. Когда мы, наконец, вернулись на место, инспектор долго заполнял экзаменационный бланк. Потом размашисто расписался и, подняв на меня добрые глаза, радостно произнес: "К сожалению, вы не выдержали экзамен".
Я на мгновение потерял дар речи. Экзаменатор учтиво дождался, пока приду в себя, и пояснил: "Вы совершили 11 мелких и одну серьезную ошибки. Мелкие в основном состояли в том, что перед проведением очередного маневра вы сперва включали световой сигнал и только потом смотрели в зеркало. А надо наоборот. Серьезная - объехали автобус в тот момент, когда он собрался трогаться с остановки".
Следующие три месяца я упорно учился смотреть в зеркало и пропускал все стоящие у тротуаров автобусы, даже если в них отсутствовали водители. Наконец, в очередной раз проштудировав Правила и взяв еще пару уроков у инструктора, заплатил экзаменационный взнос и вновь оказался на знакомом дворе.
Несмотря на столь солидную подготовку, на сей раз я чувствовал себя куда менее уверенно и, когда мы откатали по городу положенные 45 минут, долго утирал пот с лица.
Инструктор (другой, но тоже очень любезный) тщательно заполнил экзаменационный лист, сочувственно посмотрел на меня и с отеческой теплотой в голосе произнес: "Должен вас огорчить, результат экзамена отрицательный. Вы совершили 4 мелкие и одну серьезную ошибку - во время парковки задели колесом бордюр тротуара".
В третий раз экзаменатором был благообразный говорливый старичок, бурно комментировавший каждый мой маневр. "Вижу, что вы опытный водитель", - сказал он, едва мы отъехали. И дальше регулярно нахваливал мои таланты и удивлялся, как это я не сдал с первого раза. Когда уже возвращались, с облегчением отметил, что я всю дистанцию прошел без ошибок.
Тем временем мы въехали в знакомый до боли двор, где мне предстояло припарковаться: заехать в один из нарисованных на асфальте боксов. Правда, припарковавшийся передо мной соискатель сделал это весьма небрежно, поставив машину посередине двух боксов. Мне не оставалось ничего другого, как поставить свой "Форд" рядом с ним.
"Боюсь, - сказал инструктор, - вы не выдержали испытание".
Я окаменел. "Вы припарковались вне размеченного бокса, - грустно отметил инструктор, - а это означает, что вы не вполне контролируете транспортное средство, которым управляете. Это серьезная ошибка, и я вынужден оценить тест негативно".
"Но помилуйте, там же не было другого места", - взмолился я. "Верно, - согласился экзаменатор, - но вы должны были спросить у меня разрешения на неправильную парковку".
До истечения двухлетнего срока, о котором предупреждал меня глава теоретической комиссии, оставалось пять месяцев. "Скорее всего, это ваша последняя попытка", - без всякого злорадства сказала девушка-оператор, оформляя заявку на очередной экзамен и списывая 39 фунтов с моей кредитки. Общая стоимость экзаменационных расходов перевалила к тому времени за 200 фунтов (почти 400 долларов).
Когда во дворе центра я опять увидел того самого вредного старичка, "срезавшего" меня в прошлый раз за неправильную парковку, сердце ушло в пятки. Экзаменатор тоже узнал меня. Все 45 минут он сидел молча, лишь время от времени указывая направление движения. В конце испытания буквально перед колесами улицу перебежала черная кошка. Я едва успел ударить по тормозам, произведя жуткий скрежет и вызвав замешательство водителей, ехавших сзади. "Счастье, что хоть без ДТП обошлось", - пронеслось в голове.
Не дожидаясь приговора, я вышел из машины и двинулся к воротам. "Вы куда, - заорал мне вслед экзаменатор, - а бумаги?" "Оставьте их себе", - зло процедил я с досады. "Так ведь вы же сдали, поздравляю", - сказал старичок и впервые широко улыбнулся.
Странно, но эта потрясающая новость меня совершенно не тронула. Я равнодушно сгреб протянутую мне справку и устало поплелся домой.