ТАЙНУ ОТЦОВСТВА ОТКРОЕТ

Все сорок лет супружеской жизни Василия Львовича Н. терзали сомнения: а собственного ли сына он воспитывает? Несмотря на то что мальчик был очень похож на него и внешне, и характером, Василий Львович втайне не считал его "своим". А все потому, что сразу после свадьбы жена призналась: муж - не первый ее мужчина... В канун собственного 75-летия Н. решил наконец выяснить правду. И обратился в лабораторию пренатальной диагностики Научно-исследовательского института акушерства и гинекологии им. Отто. Пришел туда вместе со взрослым сыном, попросил провести сравнительный анализ ДНК. Вскоре медики дали ответ: это ваш кровный ребенок. - Представляю, как радовался мужчина тому, что все его многолетние сомнения позади! - обращаюсь я к рассказавшим мне эту незатейливую историю Владиславу БАРАНОВУ и Михаилу АСЕЕВУ, ответственным работником Лаборатории НИИ гинекологии и акушерства. - Вот если бы ваш метод определения отцовства появился раньше, - сколько семей обошлись бы без неприятных "разборок". А немало, быть может, и обрушились?..

М. Асеев, кандидат биологических наук:
- Сам генетический метод определения отцовства стал возможным только после того, как ученые приблизились к тайне человеческого генома, научились его читать. Предложен он был в 1985 году нашими английскими коллегами. До этого о принадлежности ребенка тому или иному мужчине судили по косвенным признакам - цвету глаз, кожи, по антропометрическим данным. В те годы методов проведения анализа вообще было довольно много. Заслуга нашей лаборатории в том, что из их многообразия мы выбрали максимально точный. И именно он стал, скажем так, международным, общепризнанным в мире.
В. Баранов, член-корреспондент РАМН, профессор, главный специалист Петербурга по медицинской генетике:
- Добавлю, что до 1985 года определенные исследования могли проводиться на основе группы крови. По ней что-то можно сказать об отцовстве, но не настолько точно, как сейчас, с помощью генетики. Чтобы читателям "Труда" было яснее, отмечу, это вся наша наследственность называется в науке геномом. Геном человека - это его ДНК. Он уникален настолько, насколько уникален сам человек. В нем - информация о каждом конкретном мужчине или женщине. После расшифровки ДНК появилась возможность количественно и качественно оценивать его. Суть наших исследований - в анализе повторяющихся моментов в нескольких генах человека. А сами они приобрели характер обычного лабораторного анализа.
- И ничего в сущности этого метода за 20 минувших лет не изменилось?
М. Асеев:
- Совершенствуется он постоянно. Изъяты субъективные моменты. В последние годы более или менее четко определились с тем, что изучать. Во всем довольно обширном геноме выбраны наиболее информативные фрагменты, повышающие достоверность диагностики. И данные разных лабораторий стали теперь сопоставимы.
В. Баранов:
- История Василия Львовича Н. в этом смысле показательна. Он ведь нам поначалу не поверил, убеждал, что "сын не может быть его ребенком". Мы сделали второй анализ, третий. И когда он снова выразил недоверие, посоветовали обратиться в любую другую лабораторию - их в нашей стране сейчас десятка три, действуют практически во всех крупных городах. Через какое-то время Н. пришел к нам извиниться: еще в трех лабораториях "диагноз" его отцовства подтвердили.
- Кто чаще обращается к вам с просьбой об определении отцовства - мужчины или женщины, надеющиеся заставить "автора" платить ребенку алименты?
В. Баранов:
- Чаще приходят мужчины. Причем далеко не молодые. Тенденция такая: чем больше гражданин "гуляет", тем больше у него сомнений в собственном отцовстве. Свои похождения переносит и на жену.
М. Асеев:
- Много приходит тех, кому есть что оставить своим детям, то есть состоятельные граждане. Они хотят быть уверены, что оставляют деньги, недвижимость именно своим детям.
- Насколько велика вероятность ошибки при определении отцовства?
В. Баранов:
- Мы достигли показателя точности 99,999999 процента. Иными словами, ошибка практически исключена. Как сказал один мой коллега, вероятность того, что мы ошиблись, примерно такая же, как вероятность женщине забеременеть в автобусе от случайно попавшей к ней половой клетки...
- А если женщина имела разных мужчин? Несколько лет назад одна англичанка родила от своего белого мужа, с которым много лет состояла "в непорочном браке", чернокожего ребенка. Суд на основе медицинской экспертизы признал, помнится, женщину к изменам не причастной. А негритенок, мол, потому случился, что когда-то давно, еще до брака, она жила с афроангличанином, сперма которого, сохранившая активность, как будто и дала о себе знать.
В. Баранов:
- Все подобные истории лишены всякого основания. Серьезные ученые тоже, случается, занимаются хиромантией... Единственный истинный критерий учености - проверяемость того, что исследуется. Не может родиться ребенок от разных мужчин. Хоть целую армию, извините, положи в постель к женщине! Как мать передает ребенку только половину генома, так и отец, мужчина, может передать только половину - не четверть, не треть. Все любые другие генетические передачи смертельны для возникающего организма. Последний может жить только тогда, когда у него полноценная половая клетка с полноценным геномом от одного и второго родителя.
- Сколько лет должно быть ребенку, чтобы стал возможным тест на отцовство?
В. Баранов:
- После рождения - сколько угодно, в течение всей его (и его предполагаемого отца) жизни. А до рождения - с 9-й недели беременности женщины. Уникальность нашей лаборатории как раз в том и состоит, что мы делаем анализ на столь ранних сроках. В таких случаях происходит забор плодного материала. Процедура для мамочки безболезненная - не более чем внутримышечный укол. И риск ее не превышает одного процента. В том и прелесть генетического анализа, что получить достоверный ответ можно на любой стадии зародыша. Ибо, однажды возникнув, геном не меняется в течение всей жизни.
М. Асеев:
- В нашей лаборатории мы руководствуемся не только собственными исследованиями, но и независимых экспертов. Анализ всегда делают как минимум двое. И результаты друг друга они узнают лишь после того, как зафиксируют их в документах. Так что не только ошибки, но и обман в сущности невозможны.
В. Баранов:
- Определение отцовства - это лишь 5-7 процентов наших основных обязанностей. Основное назначение лаборатории в другом: ранняя диагностика возможных наследственных болезней и врожденных пороков развития. За 17 лет существования нашей лаборатории проведено более 8000 диагностических исследований. Примерно 70 процентов из обнаруженных нами патологий никак не проявлялись при УЗИ. А без анализа на отцовство человек спокойно может прожить всю жизнь.