Сегодня, Русская Православная Церковь отмечает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля и по старинному русскому обычаю выпустит в небо над Соборной площадью стаю голубей.

Как сообщили РИА Новости в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата, богослужение в Благовещенском соборе совершается только один раз в году - на Благовещение.

Это один из 12 главных церковных праздников. Он установлен в память о том, как архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

В древнем русском быту с праздника Благовещенье считали начало года, который отсего нередко назывался у наших предков “благовещенским”. Многие русские верят, что как кто встретит и проведет первый день года, так пройдет для него и весь год. По погоде того дня, считая дождь благоприятным предзнаменованием, по снегу на крыше, по морозу или по оттепели старались угадать, каково будет лето и каков будет урожай: “На Благовещение дождь, родится рожь”. Если на Благовещение будет день красный, то предполагают, что в тот год много беды принесут пожары, если же пойдет дождик, то будет “грибной” год, если мороз, то надо ждать еще 40 утренников, хотя, во всяком случае, это уж не зима, как и Покров не лето.

Пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. С этой солью, которая, по поверью, оказывает чудеса в разных болезнях, они пекли небольшие булки, предназначенные для лечения скота и называемые “бяшки”.

По существующим в Малороссии поверьям, Бог благословляет в этот день все растения, и все верили, что какова погода задастся в Благовещенье, такова будет и на Велик день, т. е. на Пасху.

Значение праздника Благовещения среди великопостных дней видно, между прочим, и из обихода в жизни московских царей, строго соблюдавших все церковные уставы и правила поста. Еженедельно, по свидетельству Котошихина, в понедельник, среду и пятницу готовились кушанья рыбные и пирожные с маслом оливковым, ореховым, льняным и конопляным. В посты же Великий и Успенский готовилась сырая и гретая капуста, соленые, сырые и гретые рыжики и кушанья ягодные, но без масла. Оно разрешалось только в Благовещеньев день в равной степени как для царицы, так и для царевичей. Только малолетним царевичам и царевнам давалось разрешение во все посты на рыбные блюда и пирожные на масле для того, “что им еще в молодых летах посту держати не мочно”.

В старой Москве совершался особый, теперь также оставленный и забытый, “чин хлеболомления” за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея.

В Москве патриарх, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике своего домового собора в честь Благовещения Богоматери, начатого постройкою в 1397 сыном Дмитрия Донского Василием. Патриарх каждому из церковных властей и царских бояр давал по целому хлебу “укругами”, т. е. толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же укруги с небольшим количеством вина получал и народ. Царице и всему царскому семейству с ближним боярином посылал патриарх то же самое: стольники несли хлеб и кубки с вином.