Наклейки, которыми многие предпочитают украшать куриный продукт, сестры не одобряют: "Конечно, проще. Но к Великому празднику и потрудиться не грех - хотя бы в луковой шелухе яйца отварить. Тем более что на этих наклейках рисунки часто не безупречны". На днях возмущение православной общественности Екатеринбурга вызвали термонаклейки с игривыми пастушескими сценами в духе Фрагонара. "Производители такой продукции похищают у людей сопричастность святости праздника даже на уровне символа", - считают в епархии.
Без сомнения, собственноручно раскрашенные яйца, выражающие Пасхальную радость, - более желанный подарок, нежели украшенные пластиковыми этикетками. Никаких канонов в этой росписи не существует. Яйцо само по себе символ евангельской истории.
- Яйцо всегда воспринимается как символ новой жизни, Воскресения. Как Господь был погребен во гробе и воскрес, так и из яйца рождается новая жизнь, - объясняет сестра Софрония.
Для мастер-класса в монастыре подготовили большой стол, на нем - краски, кисточки, яйца и несколько альбомов с византийскими орнаментами: сестры украшают яйца согласно древним традициям. Для куриных они рекомендуют орнамент попроще, чтобы не жалко было разбивать.
Домохозяйки цветными карандашами тщательно срисовывают переплетающиеся линии. И удивляются: сестры расписывают яйца гуашью: "Даже пищевая краска через скорлупу просачивается. Не вредна ли гуашь?"
- Чтобы яйцо было опрятным и краска не проникла внутрь, его надо покрыть желатином или казеиновым клеем, - поясняет сестра Татьяна. - А когда подсохнет, можно расписывать и гуашевыми, и акварельными красками.
Сама она взялась за орнамент потруднее - украшает страусиное яйцо. В Екатеринбурге такую экзотику добыть не смогли: в зоопарке содержится страус мужского пола, а колония этих птиц на Средне-Уральской птицефабрике несется раз в год - к Новому году, и эту продукцию обычно дарят губернатору. Поэтому четыре яйца выписали из Москвы, доставили авиапочтой на Урал. Содержимое выдули.
- Необычно, конечно, что яйцо такое большое. На нем я сделаю подробный орнамент - получится сувенир, который будет долго храниться, - рассказывает сестра Татьяна.
Она показывает и вовсе незамысловатые рисунки, подходящие и к маленьким перепелиным яйцам. Их используют в подарочных пасхальных композициях: в корзинке на газоне из кресс-салата, который начали растить за десять дней до Пасхи, лежит барашек, а вокруг - яички, которые, в отличие от страусиных, можно есть. Барашек - Пасхальный агнец - до революции непременно служил украшением праздничного стола. Сестры уже давно освоили их выпечку по старинному рецепту, а в этом году впервые попробовали сделать их из сливочного масла, которым заполняется формочка.
Кроме того, к великому празднику в монастыре приготовили творожные пасхи, напекли куличей. Каждый из них украшен праздничным рисунком по глазури - вербочками, надписями "Христос Воскресе". Рецепты сестры отыскали в поваренных книгах XIX века. "Традиционные для праздника сладости долго остаются свежими", - говорят сестры, и действительно: монастырские куличи не черствеют. В монастыре говорят, что они трижды свяченые: тесто готовится на святой воде, пекутся они в освященной архиепископом пекарне, в третий раз их освящают перед продажей в монастырской лавке.