Под покровом архангельских крыл

Музеи Московского Кремля устроили смотр святым воинам-защитникам

Знаете, сколько у нас заступников на небесах? Не только Спаситель и Богородица, окруженные сонмом апостолов и ангелов. Среди горних персонажей есть и те, кто носит оружие (или носил в земной жизни, как утверждает евангельское учение). Целая армия! Этим защитникам христиан в целом и православных в частности посвящена выставка «Небесное воинство. Образ и почитание» в Музеях Московского Кремля.

Небольшая по сравнению с иными экспозициями-колоссами, всего 130 экспонатов, она тем не менее позиционирована как крупнейший межмузейный проект. И не зря: состоит сплошь из шедевров, вещей знаковых, хрестоматийных или, напротив, мало кому известных. Лучшие, «намоленные» экспонаты в Кремль прислали Исторический музей и Третьяковка, Эрмитаж и Музей русской иконы. Особенно ценны те, что созданы еще в домонгольской Руси. Но есть и наследие Византии, чья церковь послужила материнской платой для русского православия. Не все предметы поражают размерами и блеском, но для знатока и они — истинная отрада.

Святой великомученик Георгий. Новгород, рубеж XI — XII веков

На фоне широко известной иконы «Святой великомученик Георгий», написанной в Великом Новгороде на рубеже XI–XII веков, а хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля, крошечной и неброской кажется наперсная икона (сегодня сказали бы: медальон), созданная из цветного стекла в Далмации. Однако образ XIII века «Святой мученик Хрисогон» неслучайно заключили на Руси в драгоценную оправу два столетия спустя: почитание небесных защитников в древнерусских княжествах было воспринято от Византии как завет, умножилось и обрело новые коннотации.

Святой мученик Хрисогон. Далмация, XIII век; оправа — Русь, XV век

Миниатюрна, но важна для историков наперсная икона из яшмы с серебром «Святой великомученик Димитрий Солунский» из Новгорода XIV — начала XV века (передана из Благовещенского собора Московского Кремля). Святой воин облачен в доспехи, характерные для снаряжения западных рыцарей. И это не случайно: рельефные фигурки воинов со стягом говорят о связях новгородской мелкой пластики с западноевропейской традицией.

Целая группа персонажей «претендует» на знаменитый островерхий шлем, знакомый нам по страницам школьного учебника. Найденный летом 1808 года крестьянкой Анисьей Ларионовой у села Лыково невдалеке от Юрьева-Польского, на территории Владимиро-Суздальской Руси, он был вскоре поднесен императору Александру I. Просвещенный монарх поручил изучить находку почетному члену Академии художеств Оленину, а в 1809-м ее передали в Оружейную палату Кремля, издавна хранившую особо почитаемые древности. Тогда же ученые приписали железный шлем с отделкой серебром владимирскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. Однако на владение шлемом в глазах историков могли бы претендовать и новгородские князья Мстислав Ростиславович Безокий и Мстислав Юрьевич. В любом случае иконографическая программа доспеха ясно говорит: он был знáком власти русского князя. Образы Спаса Вседержителя и Василия Великого на пластине, венчающей подвершие шлема, соседствуют с изображениями святых воинов Феодора Тирона и Георгия. Особое место занимает расположенный на серебряной налобной пластине образ архангела Михаила — предводителя Небесного воинства: еще в Византии он считался покровителем христианских правителей и военачальников. Архистратиг облачен в тунику и длинный плащ, в правой руке он держит мерило, а в левой — зерцало (сферу) с Голгофским крестом. Вероятно, такая иконография восходит к изображениям римских императоров-христиан, а под византийским влиянием получила развитие и в древнерусском искусстве.

Шлем. Владимиро-Суздальская Русь, рубеж XII — XIII веков

Уникальность экспонатов такова, что даже ради нескольких вещей стоит посетить выставку. Так, специально из иконостаса Архангельского собора извлекли храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями ангелов». Икона покинула свое законное место впервые с 1980 года, и у нас редкий шанс рассмотреть удивительную композицию времен Куликовской битвы. Столь же ценна возможность увидеть одну из древнейших домонгольских икон XI–XII веков с образом Георгия Победоносца или хоругви с архангелами XII–XIII веков.

Еще одно диво припасено для нумизматов. Это датируемый 1014 годом «сребреник Ярослава» (того самого, Мудрого) — один из шести, дошедших до наших дней, ныне хранимый Эрмитажем. В 1830-х монету в двух верстах от Дерпта Лифляндской губернии (нынешнего эстонского Тарту) нашел землекоп. На ее аверсе — погрудное изображение св. Георгия, на реверсе — княжеский знак Ярослава Владимировича в виде трезубца и круговая надпись: ЯРОСЛАВЛЕ СЪРЕБРО. Князь Ярослав Владимирович был крещен под именем Георгий, отсюда и образ патронального святого на княжеских печатях. Именем своего небесного покровителя князь назвал и сам город Юрьев (все тот же Тарту), основанный им в 1029 году после победы над чудью, а годом позже — Юрьев монастырь под Новгородом.

Сребреник Ярослава. Новгород, 1014 год

На старинных надписях много привычных и по сей день в нашем обиходе имен: Борис, Георгий, Дмитрий, Михаил, Федор... Мы нередко забываем об их греческом или древнееврейском происхождении, а ведь именно в тех краях возникло почитание носивших их святых заступников, которым молились наряду с главными персонажами Евангелия. В этом, как и во многом другом, русские не исключение среди прочих христианских народов.

В Патриаршем дворце ведется рассказ об истории и обрядах почитания великомучеников Георгия, Димитрия Солунского, Федора Стратилата, а также благоверных князей Бориса и Глеба — первых не иноземных, кровно связанных с Русью святых. Особого внимания удостоен архистратиг Небесного воинства архангел Михаил.

Рядом аксессуары русских царей XVII столетия с религиозной символикой христианского и исламского мира (надпись арабицей на сабле — скорее декор, чем благопожелание). Еще одна реликвия — «доска гробная» с иконой Димитрия Солунского, полученная князем Всеволодом Большое Гнездо (в крещении Дмитрием) из Византии.

В Успенской звоннице звучит тема обращения к заступничеству Небесного воинства в придворном церемониале и государственной символике. Здесь взяли старт с расцвета Московского царства, когда в правление Василия III была написана знаменитая икона «Благословенно воинство Небесного Царя», украшавшая пространство Успенского собора, и создана резная каменная икона «Чудо о змие», демонстрируемая впервые (а когда-то она украшала Фроловскую башню Кремля — теперешнюю Спасскую).

Здесь же редкие образцы первого военного ордена России — ордена Св. Александра Невского, Золотое (Георгиевское) оружие. А в завершение повествования дошли аж до 1950-х годов. Благоверные святые князья Александр Невский и Дмитрий Донской вернулись в официальное искусство СССР в связи с войной. Уже после победы 1945-го в Москве была построена станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии, для ее мозаик эскизы создал Павел Корин — советский классик родом из иконописцев.

Павел Корин. Эскиз мозаичного панно «Александр Невский» на станции метро «Комсомольская-кольцевая». 1951 год

P.S. Выставка в залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы продлится по 8 августа.