КОМУ НЕ НРАВИТСЯ "ЧЕРТОВА ДЮЖИНА"

Физическое присутствие американских военнослужащих в Центральной Азии - то самое звено в цепи событий последних месяцев, которое позволяет исподволь изменять политический климат в молодых государствах региона.

Так, помощник госсекретаря США Элизабет Джоунс объявила его зоной американских геостратегических интересов со всеми вытекающими из этого последствиями. В глазах Вашингтона ценность едва получивших независимость обладателей энергетических ресурсов -Туркменистана, Азербайджана и Казахстана неизмеримо выше, чем некоторых традиционных партнеров американцев. Отныне возможности влияния Белого дома на элиту центральноазиатских государств возрастают. Нетрудно предугадать, что с разгромом талибов, развертыванием в регионе американских вооруженных сил и сопутствующими этому финансовыми вливаниями Запада механизм принятия стратегически важных решений в столицах государств Средней Азии и Закавказья будет все более перемещаться в сторону Вашингтона. А повод для увековечения американского присутствия в регионе найдется. К примеру, покушение на уже построенный трубопровод при определенных обстоятельствах может трактоваться как акт терроризма. Просочившиеся в мировые СМИ сообщения об участии американских военных в попытке переворота в Венесуэле заставляют задуматься о возможных сценариях развития событий в странах Центральной Азии в будущем.
При этом в Вашингтоне игнорируется тот факт, что готовность ряда стран региона способствовать успеху борьбы против терроризма и боевиков "Аль-Каиды" вовсе не означает их согласия на какое-либо ограничение суверенитета и независимости в проведении собственной внутренней и внешней политики. В Вашингтоне, похоже, не хотят замечать, что "жизненно важные интересы" в полном объеме в регионе присущи и этим центральноазиатским странам. Так, стремление президента Туркменистана Сапармурата Ниязова активизировать весь комплекс отношений и сотрудничества с Россией и другими странами СНГ рассматривается в Белом доме как нежелательное явление, угрожающее энергетическим интересам США в Средней Азии. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что без видимых причин американские власти "рекомендовали" компании "Эксон Мобил" свернуть деятельность в Туркмении.
В чем же причина такой нелюбви американцев к Туркмении? Ответ достаточно прост. Сапармурат Ниязов воздерживается от предоставления оборонных объектов республики для военных нужд США. В попытках добиться от Ашхабада согласия на их использование Вашингтон не стесняется прямого давления на руководство Туркменистана. Это подкрепляется содержанием передач на азиатский регион радиостанции "Свобода", финансируемой и "программируемой" американцами. И отнюдь не случайно посол США в Ашхабаде Л. Кеннеди решительно опровергла победные реляции Пентагона о полном разгроме боевиков в Афганистане. По ее словам, в северозападных афганских провинциях продолжают существовать крупные бандформирования, которые могут представлять опасность для государств Центральной Азии, в том числе и Туркменистана. Отсюда вывод: для победы над региональным терроризмом Пентагону дополнительно к уже имеющимся 13 военным объектам по периметру Афганистана необходимы аэродромы и базы на туркменской земле. Или просто в Белом доме не по душе само их количество - "чертова дюжина"?