БЕЗ СВЕТЛАНОВА

В Москве умер Евгений Светланов. Всего лишь две недели назад состоялся его последний концерт. Не у нас - в Лондоне.

С оркестром Би-би-си маэстро играл русскую музыку: Первую симфонию Чайковского, "Колокола" Рахманинова. Говорят, он не хотел возвращаться из этой поездки в Россию. Хотя уже чувствовал себя очень плохо. Но там, на Западе, была работа: оратория "Христос" Листа в Париже, "Чио-Чио-сан" с Французским национальным оркестром... Там его ждали лучшие симфонические коллективы, залы, восторженные слушатели и пресса... Это невероятно поддерживало даже при его страшной болезни.
Нет, речь не о том, чтобы бросить тень на родную, российскую публику: она-то любила его всегда, и он чаял встреч с ней больше, чем с какой-либо другой публикой в мире. С ним по-прежнему почитали за честь работать прекрасные наши музыканты. В триумф превращалось каждое его выступление, например, с прославленным Академическим оркестром Санкт-Петербургской филармонии (художественный руководитель - Юрий Темирканов): не далее как осенью Светланов сыграл с питерцами великолепную брамсовскую программу. Окрепла за последний год дружба Евгения Федоровича с Российским национальным (руководитель - Владимир Спиваков): месяца три назад дирижер и оркестр выдали москвичам роскошного Вагнера. Публика неистовствовала, критики писали, что "магия Светланова - по-прежнему при нем"...
Но в обширном списке дружественных Светланову оркестров мы не найдем нынче одного очень важного и дорогого имени - Государственного академического симфонического оркестра России. Оркестра, которому, без преувеличения, отдано полжизни. Светланов возглавил его в 1965 году и оставался бессменным руководителем до 2000-го.
Как могло случиться, что одного из величайших русских дирижеров не просто отставили от главного оркестра страны, но уволили за... систематические прогулы? Сегодня можно сказать: Евгений Светланов пал жертвой того тяжкого кризиса, который постиг филармоническую музыку да и все серьезное искусство России в нынешнюю пору социальных подвижек. Старая система государственной поддержки рухнула, новой не родилось. Культура менеджмента только-только начала возрождаться. Каково было дирижеру приходить на репетиции, которые превращались в стихийные митинги наподобие знаменитой сцены из "Бориса Годунова": "Хлеба, хлеба!.."
Многие, в их числе вдова Евгения Федоровича Нина Светланова, прямо винят в происшедшем Министерство культуры и его руководителя Михаила Швыдкого. Да, помочь оркестру было непросто: спонсоры на дороге не валяются, высокопрофессиональные и честные финансовые директора - тоже. Но ей-Богу, стоило поискать. Однако государственные мужи предпочли более легкое "решение" проблемы: убрать Светланова...
Оставалась, правда, надежда на Большой театр, связи с которым в последнее время вроде бы оживились: Светланов поставил здесь "Псковитянку", вызвал фурор, исполнив "Пиковую даму" в дни юбилея Ирины Архиповой. Театр этот - в полном смысле родной для Евгения Федоровича. Ведь он дирижировал здесь с 55-го года, было время - и руководил ГАБТом. А впервые Женя Светланов - дитя театральных родителей - вышел на эту сцену в почти младенческом возрасте, изображая 3-летнего сына Чио-Чио-сан. Светланову очень хотелось, как он сам говорил, "замкнуть жизненный круг", поставив замечательную пуччиниевскую оперу в ГАБТе. Но дирекция предложила дирижеру лишь сезон 2003-2004 годов. Он расстроился: понимал, что может не дожить.
Врачи не исключают, что пережитые моральные удары ускорили течение болезни. Сказался и скитальческий образ жизни, который пришлось вести маэстро, перенесшему не одну тяжелую операцию. И все же...
- Он был счастливым человеком и сам говорил это мне, - продолжает Нина Светланова. - Все главное, что наметил, успел сделать. Записал полную антологию русской симфонической музыки, всего Малера... Невероятное количество его компакт-дисков распространяется по всему миру. Притом осталось много неизданного. Хочу заняться его телевизионными записями, выпустить их на видео. Он был великий человек, великий гражданин, русский до мозга костей. И больше всего хотел, чтобы его слушали на родине.