СТРАСТИ ПО ПЕРЕДЕЛУ

Чтобы более или менее познакомиться с неизвестным доселе городом, нужна как минимум неделя. Но и пары часов, как правило, хватает на то, чтобы почувствовать его атмосферу - уютно или нет, хочется остаться или -побыстрей уносить ноги.

Уфа, о которой я не знал раньше практически ничего, сразу показалась обаятельной. В общем-то, ничего особенного, просто у большинства встречных лица безмятежно добродушны, нет в них вечной московской озабоченности пополам с опаской. Еще одна важная деталь: сотрудники милиции присутствуют, но весьма ненавязчиво. Как в Европе: полиция возникает только когда необходима. При этом улицы кажутся вполне безопасными в любое время суток. Кстати, из Уфы за все годы реформ не поступало известий о массовых беспорядках, подобных прошлогоднему погрому на Манежной площади.
А вот строительных кранов не меньше, чем в Москве. Налицо и все прочие признаки экономического подъема. Пожалуй, один из самых выразительных - скульптурная группа: тройка незабываемых позолоченных свиней у въезда в крупный совхоз "Рощинский". Там таких свинок, как мне объяснили, "специализированной мясной породы дюрок" (щетина у них действительно отливает золотом), выращивают 50 тысяч голов ежегодно. По валовому производству аграрной продукции Башкортостан входит в первую тройку регионов России. Более того, практически по всем сферам деятельности республика прочно удерживает позиции в первой десятке регионов, производя 3 процента ВВП страны и обеспечивая такую же долю в доходах федерального бюджета. От коллег-журналистов я узнал, что за один только прошлый месяц Башкирию посетили правительственные и финансово-промышленные делегации Франции, Великобритании, Чехии; сделано немало многообещающих предложений о сотрудничестве и инвестициях. Очевидный факт: за последние 10 лет показатели денежных доходов на душу населения среди регионов Приволжского округа поднялись с 12-го на четвертое место.
Не в последнюю очередь причина этого в стабильной социальной обстановке. Высокий индекс доверия граждан к местным властям и не самый, скажем так, "передовой" уровень коррупции. Если верить не столько даже статистике, сколько впечатлениям от личного общения, социальные издержки реформ оказались здесь на порядок меньше, чем во многих других регионах России.
В бурные послесоветские годы республика не знала сколько-нибудь серьезных межнациональных конфликтов, при том, что проживают в ней представители аж 113 национальностей. И различные религиозные конфессии живут дружно: церкви соседствуют с мечетями, правительство патронирует строительство новой синагоги для немногочисленных иудеев, никого это не задевает. О запальчивом выступлении верховного муфтия Талгата Таджуддина, призвавшего на митинге объявить Америке духовный джихад, уфимцы думать забыли (тогда как московская пресса до последнего времени мусолила сенсацию). Здесь больше посмеиваются: мол, погорячился, с кем не бывает. Еще до Таджуддина предал анафеме Джорджа Буша и Тони Блэра представитель Иерусалимского патриархата, греческий настоятель Панаритос. Однако к зарубежному священнику наши СМИ подобного интереса не проявили...
Ежегодно на постоянное местожительство в Башкирию перебираются 15-20 тысяч человек. Растущее население благополучно трудится во многих промышленных отраслях, среди которых лидирует, конечно, нефтяная, представленная компаниями "Башнефть", "Башнефтехим" и "Башкирэнерго". Башкирская "нефтянка" оценивается круглым счетом в 10 миллиардов долларов, что одновременно - и залог процветания и корень многих проблем. Башкирская нефть - не только большие деньги, но еще и безопасность страны: местное сырье - самое чистое в России и используется для снабжения армии. Очевидно, как раз поэтому в российских СМИ появляются противоречивые, иной раз взаимоисключающие сообщения о жизни в Башкортостане. То картина рисуется почти идиллическая - мирное созидание, дружба народов, то - застойная экономика, коррупция... Больше всех в связи с этим достается руководителю "Башнефтехима" и "Башкирэнерго" Уралу Рахимову, сыну президента. Хотя многие здесь считают, что именно благодаря Рахимову-младшему и удалось вывести эту область из кризиса.
На самом деле проблема, скорее, в том, что республика является одним из значительных доноров федерального бюджета. Чтобы повысить собственные доходы, Башкирия приступает к демонополизации и приватизации ТЭК. Вокруг этого и разворачиваются интриги. Башкирскому руководству, не желающему выпускать из рук главный залог благосостояния республики, конкуренты вовсю стремятся "подложить свинью", совсем не "золотую"...