ДОПРОС ВЕЛИ "ТРОЙКИ"

Вот уж удружили своему главнокомандующему военные тюремщики в Ираке! Не до конца еще оправдавшись по обвинениям в том, что его администрация не предотвратила теракты 11 сентября 2001 года, пройдя через беспрецедентный допрос в специальной комиссии, расследующей обстоятельства этой катастрофы, Буш в среду вынужден был выступить по двум арабским телеканалам фактически с извинениями за то, что его солдаты учинили в тюрьме Абу-Граиб.

Он уверял, что происшедшее там не отражает истинной сути Америки, которая умеет сострадать и верит в свободу, что факты издевательства над заключенными будут расследованы и виновные понесут наказание по закону. Он мог бы еще добавить, что армейское начальство "подставило" и его, и себя: обнаружив безобразия в Абу-Граиб намного раньше, чем они стали достоянием гласности, генералы, вместо того чтобы самим громко осудить их, попытались по укоренившейся в армии привычке разобраться с ними "в своем кругу". Тем более что на этот раз главным действующим лицом, похоже, была военная контрразведка.
На это прямо указала генерал Дженис Карпински, управлявшая до недавнего времени всеми 16 местами заключения в Ираке, - ее не разжаловали, не сняли с командования бригадой военной полиции, а отправили на родину. И она теперь охотно выступает по разным телепрограммам, оправдываясь незнанием того, что происходило у нее под носом. Но сказала и кое-что полезное: в Ирак был переведен комендант концлагеря для боевиков "Аль-Каиды" и Талибан на базе в Гуантанамо генерал Джеффри Миллер с заданием ускорить получение информации от арестованных иракцев. И главным методом "ускорения" было "размягчение" посредством унижений и угроз.
По словам Карпински, еще 19 ноября контроль над тюрьмой перешел из рук военной полиции в руки начальника контрразведки. Взятых в плен во время военных действий в тюрьме было около 30, остальные - около 8 тысяч - те, кто участвовал в нападениях на оккупационные войска. Что с ними делали, покажет расследование, но, как сказано в одном репортаже "Вашингтон пост", дознавателей "не держали на коротком поводке, им позволялось оказывать давление на узников, например, лишая их сна и света". Допрос вели "тройки": офицер военной разведки, представитель одной из спецслужб и переводчик.
Знали ли об этой практике в Пентагоне? Раз в Ираке уже два месяца назад началось расследование, значит, знали. Когда за день до публикации позорного фотоматериала министр обороны Рамсфелд и другие высшие чины более часа отвечали на вопросы в сенате, никто словом не обмолвился на эту тему. Это, как заявил лидер демократической фракции Том Дэшл, не имеет никакого оправдания и требует объяснения. Объяснения требуют и 23 смерти в иракских тюрьмах, особенно в свете того, что в двух других смертных случаях вина определенно ложится на американских дознавателей, один из них - сотрудник ЦРУ. Второй был разжалован в рядовые и уволен из армии - только и всего.
Большинство обозревателей считают, что и низшие чины, так весело фотографировавшиеся с нагими арестантами, не заслуживают снисхождения. По радио, телевидению, в прессе то и дело звучат успокоительные слова людей из ближнего круга Буша. Но как сказал его бывший соперник-однопартиец сенатор Маккейн, "фотоснимки говорят убедительнее, чем тысяча слов".