ЕСЛИ СТРАНА БОГАТАЯ, ОТЧЕГО ЛЮДИ БЕДНЫ?

Главная тема сегодняшнего выпуска "Энергии России" - природные ресурсы нашей страны. Нефтегазовая промышленность переживает весьма сложный и противоречивый период. Вроде бы отрадно, что растут объемы добычи "черного золота". Благодаря высоким экспортным ценам в страну текут нефтедоллары. И этот факт, похоже, приятно убаюкивает тех, кто принимает стратегические решения по топливно-энергетическому комплексу. Но конъюнктура мировых цен на энергоносители может измениться. Что тогда? Думает ли кто в высоких кабинетах не о сиюминутной выгоде, а о дне грядущем - ведь уровень воспроизводства запасов нефти и газового конденсата в России катастрофически отстает от добычи.

- Фарман Курбанович, в России, занимающей 12,8 процента территории планеты, с населением, составляющим лишь 2,5 процента ее населения, сосредоточено 40 процентов мировых запасов природных богатств - нефти, газа, угля, урана... По данным экспертных исследований, объем национальных энергетических ресурсов России гораздо больше, чем в США. При столь благоприятных условиях российский народ мог бы, наверное, жить безбедно, но этого не происходит.
- Богатые недра - это, если хотите, не только дар Божий, но и большая социальная ответственность перед страной тех, кто ею управляет. В середине 70-х годов мне довелось побывать в Малайзии. Больше всего меня тогда поразила не столько экзотика этой страны, сколько нищета народа. Но прошло не так уж много времени, и Малайзия оказалась в ряду динамично развивающихся государств Юго-Восточной Азии. Во многом благодаря наращиванию добычи нефти и разумной социально-экономической политике правительства уровень жизни в Малайзии значительно поднялся.
У нас же в последние десять лет растет не качество жизни населения, а личные доходы нефтяных магнатов. Это же факт, что несколько десятков "новых русских" с помощью реформаторов гайдаровской волны сумели прибрать к рукам основные сырьевые богатства страны, да еще при этом "забывают" платить в полном объеме налоги в бюджет. А когда их, как того же Ходорковского, призывают к ответу, возмущаются: в России, дескать, нет свободы бизнеса.
Наши доморощенные олигархи вообще явление уникальное. По большому счету, они свою многомиллиардную собственность не заработали, а получили в период ельцинского правления, как говорится, на блюдечке с голубой каемкой. Хотя нефть по Конституции - собственность государства, достояние народа, крупные частные компании в России завладели промыслами по сути бесплатно. И сегодня, перегоняя за кордон сотни миллионов тонн "черного золота", они отнюдь не возмещают гигантских капиталовложений, сделанных еще во времена Советского Союза. Хотел бы напомнить читателям "Труда", что в один только Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс было вложено примерно десять нынешних российских бюджетов. А наживаются теперь те, кто к открытию и освоению природных кладовых отношения не имеет.
- Госдума и Совет Федерации на днях одобрили предложенный кабинетом Михаила Фрадкова законопроект, по которому с нефтяных компаний будут снимать "лишний жирок" сверхприбылей...
- Это решение вынашивалось давно, хотя вряд ли оно способно сразу и кардинально изменить положение дел к лучшему. Вопрос в том, куда реально будут направлены полученные таким путем дополнительные средства. Сомневаюсь, что на этом фоне существенно повысится уровень жизни российских бедняков. Да к тому же налог на добычу полезных ископаемых объективно понуждает компании "снимать сливки" в основном с продуктивных, богатых залежей, подрывает конкуренцию и экономическую заинтересованность производителей в наиболее полном отборе нефти из земных пластов.
Скорее всего, повышение налоговой нагрузки в "нефтянке" без учета особенностей и состояния разрабатываемых месторождений приведет к остановке огромного числа скважин, снижению объемов добычи и, как ни парадоксально, уменьшению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, а также к ухудшению социальной обстановки в нефтедобывающих регионах.
А ведь у нас и без того много скважин уже "омертвлено". На одном из парламентских слушаний недавно прозвучала тревожная информация: за 12 лет выведены из эксплуатации 250 тысяч скважин, в недрах остались брошенными три миллиарда тонн извлекаемых запасов "черного золота".
- А как обстоит с геологической разведкой новых месторождений?
- Плохо. Наша геология оказалась заложницей своих прежних успехов. В 70-80 годах в Главтюменьгеологии объемы глубокого разведочного бурения возросли в три с половиной раза, прирост запасов нефти - вдвое. А сейчас положение иное - можем "проесть" то, что создавали раньше, и тогда окажемся у разбитого корыта. Промышленные запасы нефти за последние годы сократились на 15 процентов, втрое уменьшились объемы геологоразведки. Практически предан забвению основополагающий принцип нормального хозяйствования: добыл тонну нефти - восполни то, что взял. И не только восполни, а увеличь, добейся прироста.
В России прирост запасов нефти теперь редко превышает 0,6 тонны на каждую тонну добычи. Для устойчивого же развития этой базовой отрасли экономики требуется прирост в пять-семь тонн. Вот вам результат пренебрежения единой государственной политикой в сфере геологии. Проинвестированных запасов на тюменском Севере вряд ли хватит на 40-50 лет, как считают в иных столичных кабинетах. Я полагаю, что их осталось не более чем на десять лет. Если ничего не предпринимать.
- Значит, все же есть шанс выправить положение?
- Конечно, есть. Но, известно, под лежачий камень вода не течет. Запасы углеводородного сырья в стране большие, однако ими нужно как следует заниматься. Не на бумаге - на деле. Речь прежде всего об углеводородной целине - сверхглубоких месторождениях так называемого ачимовского типа. На тюменском Севере они находятся на глубинах свыше четырех тысяч метров. Промышленные запасы углеводородов в таких месторождениях огромны - триллионы кубов газа, миллиарды тонн нефти и конденсата. Так что нынешнее падение добычи природных богатств никак не связано с оскудением российских недр.
Я убежден, что решение задачи грамотного их использования на благо всего народа лежит прежде всего в плоскости усиления экономической заинтересованности субъектов Федерации и социально-политической ответственности государства. В России открыто порядка двух с половиной тысяч месторождений углеводородов. Вопрос заключается в более рациональном, хозяйском использовании этого национального богатства. Оно должно служить не узкокорпоративным, а общенародным интересам.
Президент России Владимир Путин поставил перед страной цель: снизить порог бедности, удвоить валовый внутренний продукт в течение ближайшего десятилетия. Для этого требуется, чтобы среднегодовой показатель роста ВВП был как минимум 7,2 процента на протяжении всех этих лет. Задача сложнейшая, но выполнимая, если реально запустить более совершенную модель экономического роста, которая, усилив энергетическую составляющую, в то же время ограничила бы зависимость отечественной экономики от нефтяного и газового экспорта, ибо высокие цены на энергоносители на мировых рынках отнюдь не вечны. Да к тому же в мире уже через год, по данным ряда аналитиков, ожидается существенный спад добычи "черного золота". Поэтому для России очень важно удержать жесткий контроль над нефтяной рентой и ресурсами энергоносителей, которые активно содействуют росту ВВП. И не забывать: недра в нашей стране - собственность государства.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА
Фарман Курбан оглы Салманов, уроженец азербайджанского села Морул, посвятил свою жизнь освоению Сибири. Он один из непосредственных участников великих геологических открытий XX века - почти 150 нефтяных и газовых месторождений тюменского Севера! Начальника Главтюменьгеологии, а затем первого заместителя министра геологии СССР Ф.Салманова хорошо знали в геологических экспедициях, на промыслах, в сибирских городах и поселках. И сейчас он, заслуженный геолог Российской Федерации, доктор геолого-минералогических наук, член-корреспондент РАН, ведет большую научную и общественную работу по совершенствованию топливно-энергетического комплекса нашей страны.
Беседу вел