КОСОЙ ВЗГЛЯД

"Нас не любят за нашу огромность", - говорил император Александр III об отношениях России и мира. С тех времен и размеры, и амбиции у нашей страны поуменьшились, но к России и к ее гражданам за рубежом по-прежнему некоторые относятся, скажем мягко, прохладно. Поляки демонстративно дают площадям и улицам своих городов имена врагов России - террористов и сепаратистов. В Лондоне, похоже, собирают "коллекцию" из разыскиваемых Генпрокуратурой РФ персонажей. И некоторые "цветные" революционеры последнего времени считают своим первоочередным долгом высказаться оскорбительно в адрес России. Насколько обоснованно в Европе продолжают опосаться России? Над этим вопросом размышляет известный политолог, генеральный директор Центра политической конъюнктуры России Константин СИМОНОВ.

- В мире откровенно недолюбливают единственную оставшуюся "сверхдержаву" - США. Так их есть за что - за специфический принцип: "У вас еще нет демократии? Тогда мы летим к вам!" А нас что, не любят по инерции?
- Не думаю, ведь в годы перестройки и раннего Ельцина отношение к России было более дружественным. Тогда Запад считал нас политическим партнером и всячески хотел приблизить к себе. Затем конфликтов становилось все больше. "Любовь" обернулась "банно-прачечными" скандалами, обвинениями в отмывании денег и легендарном образе "русской мафии", которая поставила под контроль чуть ли не всю европейскую экономику. Потом наступила кратковременная передышка в начале правления Путина, сменившаяся затем полноценной информационной войной. А ведь очевидно, что именно западные СМИ и формируют мнение обывателя о России. По сути, сейчас мы можем говорить о масштабной кампании против нашей страны - по крайней мере давно не было такого количества негативных публикаций. Опять формируется образ полудикого, авторитарного, криминализированного государства, где нет гарантий прав и свобод. Отсюда недалеко и до классических образов медведей на улицах.
- Почему это происходит?
- Да потому, что действующий президент Путин проводит самостоятельную внешнюю политику. И Западу вновь потребовались средства давления на нашу страну, чтобы сделать Российское государство более сговорчивым. По сути, мы видим игру в "плохого" и "хорошего" следователей - в первом качестве выступают западные СМИ, во втором - западные политики, предлагающие нам дружбу и покровительство в обмен на экономические и прочие уступки. Россия из-за своей территории, сырьевых ресурсов и перспективных рынков сбыта всегда будет интересна Западу, и поэтому критика неизбежна - как способ склонить отечественную элиту к компромиссам не в нашу пользу.
- Но есть еще одна причина нелюбви к нам. Судя по всему, не очень-то по нраву наши "новые русские" - завсегдатаи Куршавеля, владельцы шале на Лазурном Берегу.
- Думаю, что презрение благополучной Европы к "совковой бедности" сменилось презрением к бескультурью. Надо признать: зачастую наши соотечественники ведут себя на Западе как хозяева жизни, не успевшие получить урок хороших манер. Они нарушают установившиеся в том обществе правила игры, забывая, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. "Не стоит жить там сдуру, как у нас", - пелось в одной из песен Высоцкого. Акцент, думается, верный. Если люди платят деньги, им многое прощают, но за глаза все равно будут называть нас варварами.
- Но вернемся к большой политике. Известны два рецепта, как "уважать себя заставить". Проверенный - под аккомпанемент "кузькиной матери" потрясти "ядреной бомбой". И относительно новый для нашего государства - добиться такого благосостояния народа, чтобы всем соседям на зависть. Но второй путь - долгий и тернистый... Дотерпим или лучше употребить эти методы комплексно?
- Ядерной бомбой грозить сложно, особенно учитывая наши проблемы в реформировании армии. Да и удивить этим нынче непросто. Как ни пафосно звучит, лучше все же строить такое государство, в котором жить комфортно и не стыдно. И богатство - не единственный критерий. Нужны и высокий уровень личной безопасности, и доступность товаров и услуг, и благоприятная экологическая среда, и гарантии прав и свобод граждан, и чистые города, и удобная инфраструктура, и многое другое. Уважают, как известно, сильных и успешных.