Тени не совсем забытых

8 мая на российские экраны выходит украинский фильм «Параджанов»

На фоне всего, что сейчас происходит между нашими странами, сам факт появления этой ленты — многозначительный и отрадный. Пушки еще не заговорили во весь голос, а музы пытаются напомнить нам о том, что объединяет, а не разъединяет наши народы. В данном случае это имя прекрасного режиссера Сергея Параджанова. Армянин по национальности, он родился и жил в Грузии, учился в Москве во ВГИКе, работал в Ереване, Баку, Тбилиси, Киеве, а свой самый знаменитый фильм — «Тени забытых предков» по повести украинского классика Михаила Коцюбинского — снял в Карпатах.

Строго говоря, фильм «Параджанов» создан при участии нескольких стран, в том числе Армении, Грузии, Франции, но инициатором и мотором амбициозного проекта стала украинка Алена Фетисова. Она выступила автором сценария, продюсером и сорежиссером картины, в которую, скажем прямо, поначалу мало кто верил. К числу скептиков, не стану скрывать, относился и я.

Дело в том, что несколько лет назад на фестивале «Киношок» судьба управила меня заседать в жюри конкурса совместных проектов стран СНГ и Балтии. На суд нашей комиссии, которую возглавлял Виктор Мережко, среди полусотни сценарных заявок был представлен и синопсис «Параджанова», к которому мы отнеслись с некоторым недоверием. Как так, некая Алена Фетисова, снимавшая доселе документальное кино, не входившая в круг друзей Параджанова и даже не знакомая с ним, — и вдруг будет делать игровую картину про гения экрана? И проекту в поддержке отказали.

«Я все равно сниму этот фильм», — упрямо тряхнула светлой челкой Алена Фетисова. И слово свое, как видим, сдержала, проломив на своем пути всевозможные преграды и собрав для фильма 2 млн евро — сумма для украинского кино едва ли не рекордная.

На пути к экрану первоначальный замысел претерпел ряд изменений к лучшему. В титрах появилось имя французского актера и режиссера армянского происхождения, лауреата Канн Сержа Аведикяна. Он не только стал сопостановщиком фильма, но и сыграл в нем главную роль, привнеся в образ героя неподражаемый армянский колорит. Еще одним соавтором картины стал близкий друг Параджанова, замечательный режиссер, автор «Полетов во сне и наяву» Роман Балаян, который согласился стать художественным руководителем проекта, что сняло возможные вопросы насчет достоверности изложенных на экране событий.

Лента повествует о последних десятилетиях Параджанова, на которые пришлись не только созданные им великие фильмы «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», но и годы мучительных простоев, абсурдных обвинений в украинском буржуазном национализме, наконец, заточение под надуманными предлогами в тюрьму. Гениальный режиссер хлебал баланду вместе с уголовниками, продолжая тем не менее и в неволе мечтать и творить. Не имея под руками не только кинокамеры, но и простых карандашей, он создавал фантастические коллажи из подручных материалов: алюминиевых ложек, крышек от молочных бутылок, осколков стекла...

Фильм рассказывает историю человека, который в унылые годы застоя жил ярко, а снимал и говорил так, как думал. А думал — как дышал: легко и свободно, во всю глубину легких. Параджанов не был диссидентом-антисоветчиком, его самобытные фильмы, похожие то на живописные фрески, то на пластические пантомимы, не содержали идеологической крамолы. Более того, они не касались злобы дня, но столь демонстративно не вписывались в железобетонные каноны соцреализма, что режиссер просто-таки был обречен на участь вечно опального и гонимого.

За его освобождение из колонии боролись мировые знаменитости — Феллини, Трюффо, Висконти, Тарковский, Антониони. Личное письмо Брежневу написал член Французской компартии и лауреат Ленинской премии Луи Арагон, и все это в итоге позволило вырвать Параджанова из тюрьмы. Но годы заточения не прошли для режиссера даром: он выпал из творческого процесса, долгие 15 лет не снимал кино, живя впроголодь и довольствуясь тем, что его подкармливают скромной снедью добросердечные соседи. Вернувшись в профессию, Параджанов создал еще несколько фильмов, в том числе «Арабески на тему Пиросмани», «Ашик-Кериб», но познал заслуженную славу только под конец своей жизни — и под конец той самой идеологической системы, в которую он так категорически не мог и не хотел вписаться. Свою последнюю ленту «Исповедь» режиссер закончить не успел...

Будем честны: фильм «Параджанов» не равновелик фигуре самого героя. Картине не хватает той безудержной свободы, феерического полета фантазии, которые отличали творчество великого режиссера. «Параджанов», скроенный по лекалам традиционного биографического кино, слишком ровен, предсказуем, он экранизирует скорее внешнюю и достаточно широко известную сторону биографии Параджанова, нежели пытается заглянуть в тайники души, в мир его фантастических образов. Но своей живописной пластикой и вдохновенной игрой Сержа Аведикяна «Параджанов» уже снискал интерес критики и публики на многих фестивалях — в Карловых Варах, Одессе, Ереване, он был номинирован от Украины на «Оскар». Теперь фильм смогут оценить и российские зрители, которые в массе своей о гениальном режиссере ничего не знают. И экранный «Параджанов» может стать для них если не откровением, то уж точно хорошим ликбезом.