"ЗА" И "ПРОТИВ"

Минувшая неделя была отмечена новой вспышкой террористической активности чеченских боевиков. Сразу в нескольких населенных пунктах бандитами были убиты мирные жители, обстрелам и нападениям подверглись федеральные силы. Зловещий преступный акт был совершен в Грозном, на перекрестке улиц Первомайской и Маяковского. Заложенный террористами фугас был взорван с помощью дистанционного управления, и смертельный заряд обрушился на двух женщин, ожидавших автобуса на остановке. Тяжелые ранения получила Хеда Даудова, а Румисе Шакидовой оторвало обе ноги выше колен. Несчастная женщина была беременной - осколками фугаса ребенок был убит во чреве матери.

Случившееся вызвало негодование у многих жителей чеченской столицы. Не выдержали нервы даже у видавших виды, закаленных в боях военных. Сразу после происшедшего командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Геннадий Трошев публично потребовал введения смертной казни для чеченских террористов. С генеральской прямотой он так и заявил: "Да, я за смертную казнь для чеченских боевиков. Они сразу одним взрывом дома уносят сотни жизней - детишек, стариков, женщин... Я бы сделал так: собрал бы всех на площади, вздернул бы бандита, и пусть висит, пусть все видят!"
Позиция генерала (и это, в общем, тоже можно понять) тотчас вызвала бурю среди общественных и политических деятелей. Небезызвестный правозащитник Сергей Ковалев назвал заявление командующего "чудовищным" и выразил недоумение по поводу того, что генерал занимает высокий пост в Минобороне. Первый заместитель руководителя думской фракции "Яблоко" Сергей Иваненко считает, что сказанное генералом свидетельствует о непонимании им, "что такое права человека, гражданское общество и, наконец, что такое настоящая борьба с преступностью". Спецпредставитель президента РФ по обеспечению прав и свобод человека в Чеченской республике Владимир Каламанов напомнил, что Россия уже сделала свой выбор в отношении смертной казни и поддерживает идею ее отмены. Глава Комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Рогозин обвинил Трошева в "абсолютном непонимании психологии народов Северного Кавказа".
Генерал неправ, хотя по-человечески понять его можно. Все же не депутаты Госдумы, а такие, как Трошев, пятый год ведут смертельную схватку с террористами. Недаром его грудь украшена Звездой Героя России. Трудно обвинить Трошева и в незнании психологии местного населения, менталитета чеченцев (не путая их с бандитами). Он родился и вырос в Чечне, и о горцах знает не понаслышке.
Призывы к публичным казням чеченских террористов, конечно же, неприемлемы. Вступив в Совет Европы, Россия приняла на себя определенные обязательства, в том числе и по введению моратория на смертную казнь. Хотя мнение на этот счет в обществе не однозначно. Достаточно вспомнить, что идею выхода из моратория обсуждали и министр юстиции Юрий Чайка, и автор президентской судебной реформы Дмитрий Козак. Нет единодушия и в депутатском корпусе. Вот заявление лидера группы "Народной депутат" Геннадия Райкова: "Я поддерживаю Трошева в этом вопросе и считаю, что смертная казнь должна применяться в том числе публично, если это касается террористов, которые часто тоже действуют публично"... Кстати, за введение смертной казни для погрязших в тяжких преступлениях террористов выступает и пользующийся мировой славой писатель Александр Солженицын, в недостатке демократизма которого уличить трудно.
Что ни говори, предложение Трошева далеко от так называемых общечеловеческих ценностей. Но следует также признать, что и ситуация в "горячей точке" России сегодня острее, чем где бы то ни было. В тех же США во многих штатах закон о смертной казни действует, и отменять его пока, судя по всему, никто не собирается.