НАШ НЕРАЗЛУЧНЫЙ ПУШКИН

Этот день для сотрудников Института русской литературы (Пушкинский дом) - еще и профессиональный праздник. Так говорят они сами. Добавляя: самый замечательный, заглавный для них праздник в году. Здесь не просто почитают поэта, хранят его рукописи, изучают его творчество, но и делают все возможное, чтобы все живущие "в подлунном мире" помнили, знали и любили русского гения. Наш собеседник - директор Института, академик Николай СКАТОВ.

- Год нынче в пушкиноведении неюбилейный. Значит ли это, что интерес к поэту, его творчеству у наших современников не столь высок, каким был, например, в 1999-м, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича?
- Сейчас внимание к Пушкину и исследователей, и рядовых читателей существенно выше, чем в дни юбилея. Парадокс? Но ведь всякий юбилей неизбежно сопровождается суетой, шумихой. Что отвлекает от главного - самого творчества. После того, как "юбилейные страсти" поутихли, большой интерес к поэту стал еще более очевиден. Об этом свидетельствует и книжный рынок: литература с его произведениями востребована, на нее высокий спрос... Пушкин - это постоянно действующее лицо. Немало литераторов, которые вскоре после жизни вчистую уходят и из памяти людей. Потом, случается, о них вновь вспоминают, они опять становятся востребованы. А Пушкин востребован всегда, всеми поколениями. Более того, с годами интерес к нему возрастает! И в нашей стране и в мире. За рубежом создаются пушкинские общества. Причем если раньше непосредственное отношение к организации такого рода обществ имели бывшие наши соотечественники, то в последние годы это в основном инициатива самих просвещенных американцев, немцев, японцев, китайцев... В Китае, к слову, юбилей русского поэта отмечался в 1999 году очень торжественно. Жаль, у нас об этом мало рассказывали - было чему поучиться у восточного соседа!
- То есть можно сказать, что идет усвоение миром Пушкина?
- Да, именно так. У нас в России все с Пушкина начинается. А на Западе русскую литературу как познают? Сначала Чехов, потом Достоевский, Толстой. И вот только теперь подошли к Пушкину. Это не в последнюю очередь связано с тем, что его богатый, многозначный язык невероятно сложен для западного сознания. Вот один маленький пример. В "Борисе Годунове" он использует такое словечко по отношению к Григорию Отрепьеву - "вор". Что такое вор? Это может быть и разбойник, и просто "лихой человек", и самозванец... А перевести с русского, скажем, на английский, немецкий трудно, получается слишком однозначно, можно подумать, что речь идет о человеке, таскающем чужие вещи... Я уверен: чем дальше будет продвигаться мир в своем развитии, тем чаще и больше будет он обращаться к Пушкину.
- Поэт сам предвидел: "...И славен буду я, доколь в подлунном мире/ Жив будет хоть один пиит..."
- Пушкин верил в себя как в поэта. Ему были свойственны творческие муки, но сомнений в себе, как, скажем, Некрасов, он не испытывал, понимал свое предназначение. Как верно заметил Шопенгауэр: "Гений - это совершенная объективность". В разные времена Пушкин поворачивается к нам, своим читателям, разными гранями. Приходилось слышать, что вот, мол, революционный октябрь 1917 года "извратил" его, сделал слишком "революционным". Да ничего подобного, не извратил. Просто взяли одну сторону его творчества и абсолютизировали ее. Разве "Кинжал" - это не Пушкин? А "Деревня", "Андре Шенье"? Или хрестоматийно известное: "... И на обломках самовластья..."? Все это - Пушкин! Сейчас изменилась наша страна, много стали говорить об отношении к христианским ценностям, православию. И тут первым делом вспомнили - кого? Пушкина! Считают его уже почти канонически православным поэтом. Есть это в его произведениях? Безусловно. Как и "демонизм", и атеизм. Он действительно "наше все", как справедливо заметил Аполлон Григорьев...
- Николай Николаевич, в год 203-летия со дня рождения поэта можно говорить о том, что издано уже все, что он когда-либо написал, и открытий здесь ждать не приходится?
- Да, издано практически все. Но открытия есть и будут. Они в самом творчестве поэта. Есть, к сожалению, "открытия" и из ряда неприятных. Недавно на наших книжных прилавках появилась книжка "Тайный дневник Пушкина". Издали ее американцы. И распространяют теперь по всему миру. Явная фальшивка, не существовало никогда такого дневника! Мало-мальски образованный, подготовленный человек знает это. Но массовый читатель, "заглатывает", извините, эту "клубничку". И, что особенно грустно, в основном молодой читатель. Тут уже приходится говорить о пробелах в школьном обучении. В настоящее время школьная программа столь пестра и настолько много выпущено разных учебников, что удивительно, как дети хоть что-то усваивают. Литературе отводится всего 4 часа в неделю. Но и их хотят сократить - вдвое, то есть, по существу, уничтожить литературу как предмет. Выбрасывают из программы основные классические произведения Гоголя, Крылова, Некрасова. Если еще Пушкина начнем сокращать, то...
- Какие-то новые издания произведений Александра Сергеевича готовятся сейчас к изданию?
- К юбилею нами был подготовлен и вышел из печати первый том полного академического собрания его сочинений. Уже подготовлена и, надеюсь, в этом году выйдет первая часть второго тома. Всего должно быть 30 томов. Работа проведена очень нелегкая, в первую очередь текстологическая. Дело в том, что у Пушкина есть вещи, которые до сих пор не прочитываются. Одна из причин - неразборчивый почерк. Есть и другие причины. Вопросов вообще много при работе с первоисточником. Нужны комментарии специалистов. Задуманное нами 30-томное издание в этом смысле заметно отличается от первого, вышедшего в свет в тридцатых годах к 100-летней годовщине смерти поэта. То издание вышло совсем без комментариев. Тогда считали, что это излишество, важны сами произведения, а не примечания к ним, сам Пушкин, а не пушкинисты. Мы хотим исправить это недоразумение.
- Хватит сил и средств на столь большое дело?
- Сил не жалко. А деньги на Пушкина, надеюсь, тоже найдутся.