ШАНС НА МИРНУЮ ЖИЗНЬ

Вчера Госдума приняла в третьем, заключительном чтении постановление "Об объявлении амнистии в связи с принятием конституции Чеченской республики". Документ касается тех чеченцев, кто и сегодня с оружием в руках продолжает сопротивление федеральным силам. Им предлагается до 1 сентября 2003 года добровольно сдать оружие и военную технику с тем, чтобы попасть под объявленную амнистию.

В соответствии с постановлением решено "не возбуждать уголовные дела в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской АССР, которые отказались от участи в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику".
Амнистия распространяется также на военнослужащих и представителей других силовых структур.
Не подпадают под амнистию лица, совершившие ряд особо тяжких преступлений, в том числе "при особо опасном рецидиве", а также иностранные граждане и лица без гражданства. Комментируя эту часть постановления, глава Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников подчеркнул, что из-под действия амнистии выведено и такое преступление, как геноцид, хотя, заметил он, ни одного дела по этой статье на сегодняшний день не возбуждено.
Нельзя не заметить, что это признание может вызвать недоумения. Известно ведь, что, по разным источникам, с 1991 по 1999 год на территории Чечни было убито более 20 тысяч русскоязычных граждан республики, не считая тех, кто погиб в результате боевых действий. Спасаясь от развязанного сепаратистами геноцида, около 300 тысяч русских только за время первой войны вынуждены были покинуть республику. Экстремистами были захвачены тысячи принадлежавших беженцам квартир и домов, десятки тысяч русских оказались на положении рабов. Если это не проявление геноцида, то - что? Политика политикой, но ведь закон должен защищать всех граждан Чечни, независимо от их национальности.
Амнистия, бесспорно, необходима. Это новый крупный шаг к политическому урегулированию ситуации в Чечне. Поэтому глава правительства Чечни Анатолий Попов назвал решение Госдумы "важным и своевременным". "Теперь, - считает он, - значительное количество людей, особенно молодых, попавших в банды по принуждению или в силу обстоятельств, получат реальную возможность вернуться к мирной жизни". Если амнистия пойдет, то, по мнению премьер-министра, незаконные вооруженные формирования будут сильно ослаблены.
Нетрудно предугадать, как к объявленной амнистии отнесутся лидеры бандформирований. Конечно же, всеми силами они попытаются удержать боевиков, принизить значение важного политического акта, чтобы не оказаться у разбитого корыта. Такую позицию уже озвучил в интервью радиостанции "Эхо Москвы" эмиссар Масхадова в РФ Саламбек Маигов. "По опыту предыдущих амнистий, - заявил он, - очевидно, что и нынешняя будет профанацией этой идеи и никаким образом не скажется на жизни тех, кто вынужден противостоять российской группировке в Чечне"...
Жизнь покажет, станет ли амнистия переломным моментом в судьбе тех, кто обманом или деньгами вовлечен в бандитские вооруженные формирования. Имеющий глаза - видит, имеющий уши - слышит, говорят на Востоке. Гуманный акт российских властей и рассчитан на людей совестливых и умных, тех, кто желает добра и покоя своему народу. А с теми, кто по уши погряз в преступлениях и крови, разговор будет иной. На языке закона.