ПРЫЖОК НА ТОТ СВЕТ

В отличие от некоторых стран, в современной Германии политиков не убивают. Неугодных или провинившихся снимают с государственных постов, исключают из партий, изгоняют из парламента, отдают под суд со строжайшим соблюдением закона. Такая угроза реально нависла в последние дни над видным и противоречивым немецким политиком, одним из бывших лидеров свободно-демократической партии, депутатом бундестага Юргеном Меллеманом.

В связи с обвинениями в сокрытии доходов от налогообложения, а также в нарушении закона о партиях после лишения его депутатской неприкосновенности в минувший четверг была произведена мощная сыскная операция на территории четырех стран на 25 объектах, имеющих прямое отношение к Меллеману. Доказательства виновности искали в бюро, на фирмах, принадлежащих ему виллах, изымали финансовые и другие документы. По словам прокурора Иоханнеса Моккена, известному политику грозило лишение свободы сроком до пяти лет.
В этот день Юрген Меллеман, заядлый парашютист, отправился в летный клуб Реклингсхаузена, чтобы принять участие в групповых прыжках. По свидетельству некоторых очевидцев, примерно на высоте в тысячу метров он отстегнул основной парашют, а запасной не открылся. Технический дефект или умысел самого парашютиста? Выяснением этого вопроса занята бригада опытнейших следователей.
Юрген Меллеман, - пожалуй, самая противоречивая, сумбурная фигура в немецкой политике последних трех десятилетий. Родившийся в 1945 году в Аугсбурге, он уже школьником вступил в партию христианских демократов, но в 1969 году, работая школьным учителем, вышел из нее и примкнул к либералам - свободным демократам. От них избирается в 1972 году в бундестаг, начиная головокружительную карьеру. Занимал посты министра образования, экономики, был даже вице-канцлером.
По разным причинам уходил или изгонялся с этих постов, но, когда казалось, что карьера его завершена, снова возвращался в политику, внося при этом разброд и шатания прежде всего в собственную партию, которая ныне переживает не лучшие времена. В значительной степени на нем лежит вина за крупную неудачу свободных демократов на недавних выборах в бундестаг. И неудивительно, что в партии нарастало крайнее недовольство.
Однако партийному остракизму его намеревались подвергнуть не столько за авантюризм в проведении предвыборной кампании, сколько за вполне конкретную операцию. Меллеман получил из тайных источников 840 тысяч евро, отпечатал на них и распространил огромное количество листовок антиизраильского и частично антисемитского содержания. На требование назвать спонсоров он ответил категорическим отказом, что противоречит закону о партиях, и нанес еще один удар по престижу свободных демократов.
Перед неизбежным исключением из партии Юрген Меллеман сам отдал 17 марта свой партбилет. Какое-то время он неудачно пытался создать "новую партию либералов", но в конце концов оказался в полном одиночестве - без партии, без парламента и под угрозой тюрьмы.
Этот политический деятель мог бы по экстравагантности соперничать с некоторыми из такого рода зарубежных (в том числе - российских) парламентариев. Он, правда, не поливал соперников соком, не бросался с кулаками на женщин, не собирался ополаскивать сапоги в далеком океане, но зато опускался на парашюте среди футбольного поля перед ключевым матчем в бундеслиге или объявлял себя самой подходящей кандидатурой в канцлеры ФРГ.
Стремительно взлетевший в политические выси, он столь же стремительно и трагично пал на грешную землю. По злому року или своей воле. Потрясенные депутаты бундестага и парламента его земли Северный Рейн-Вестфалия почтили память Юргена Меллемана, а прокуратура продолжает выявлять его прижизненные грехи. И выясняет причину его смерти.