ЗА СЛУЖЕБНЫМИ АВТО НУЖЕН ГЛАЗ ДА ГЛАЗ

Проблема эффективного и корректного использования служебного транспорта существует не только в

Проблема эффективного и корректного использования служебного транспорта существует не только в России. В Швеции, например, таких машин насчитывается 180 тысяч. Иное дело, что тамошнему министру финансов и в кошмарном сне не привидится содержать на весь этот парк авто такое же количество шоферов. Машин, к которым прикреплены водители, раз-два и обчелся. Остальные используются по ставшему уже традиционным в западных странах образцу: когда должностным лицам, имеющим право на эту привилегию, нужна машина по делам службы, они сами садятся за руль и едут. Еще одно весомое отличие местных порядков от наших заключается в том, что такими машинами может пользоваться не только собственное чиновничье сословие, но и достаточно широкий круг важных персон, представляющих частный сектор экономики. Это те, кто имеет отношение к управлению акционерными обществами с преобладающим участием государства. Категория таких пользователей госавтотранспортом должна вносить определенную, но, по существу, чисто символическую арендную плату.
Насколько оправданно с нравственной точки зрения используют эти люди возможность, которой лишены обыкновенные подданные королевства, - это в Швеции больной вопрос. Как засвидетельствовала газета "Экспрессен", в недрах министерства финансов зреют "гроздья гнева" по поводу нецелевого использования эксклюзивного вида транспорта. В принципе такой арендатор может ехать на госмашине куда угодно и за чем угодно. Одно предполагается, что в случае, если временная ее эксплуатация выходит за рамки чисто служебной надобности, он должен сам добровольно внести оплату уже по полной ставке. На практике же, как считают бдительные казначеи, факты "частных поездок" систематически утаиваются.
Контролера к каждой машине не приставишь. Тем не менее это не означает, что проблема тупиковая. Для ее решения, как утверждает газета, министерство привлекло специалистов-электронщиков, и они предложили следующий вариант. В машине устанавливаются два прибора. Один - счетчик с кнопками "по делу" - нажимаешь одну кнопку, а если к теще на блины, на рыбалку или в центр отдыха - на другую. Второй прибор - передатчик кодового сигнала, который принимается спутником и ретранслируется на центральный контрольный пункт. Поступившие на него данные проверяются инспектором налоговой службы. Если водитель утверждает, что ездил в некое ведомство города N, а на самом деле свернул на пляж, его нетрудно уличить во лжи.
Спутниковая система слежения дает возможность определить точное местоположение служебной машины, скорость, направление движения и т.д. Как считает разработчик аппаратуры Андрес Идстат, играть в прятки резона нет. Наоборот, исходя из гуманных соображений, нужно прямо звонить на мобильный телефон в машине и информировать водителя, что его поведение вышло за рамки дозволенного и об этом знают. Министерство финансов одобрило идею и выражает надежду, что ее реализация позволит увеличить поступления в казну.