КОРАН НА СЦЕНЕ

В прежние благословенные для отечественной хореографии времена новые балеты появлялись с

В прежние благословенные для отечественной хореографии времена новые балеты появлялись с завидной регулярностью. От той поры остались лишь воспоминания... А вот в Казани решили рискнуть. И появившийся недавно балет "Сказание о Йусуфе" выдвинут на соискание Государственной премии Российской Федерации.
Сюжет, который бы более подходил казанскому театру и к местной политико-культурной ситуации, и представить невозможно. Библейский миф об Иосифе Прекрасном (в коранической традиции Йусуф Верный) в равной степени принадлежит христианской и мусульманской конфессиям.
Либретто Рената Хариса опирается на литературный памятник булгаро-татарской поэзии XIII века - поэму Кул Гали "Книга о Йусуфе", известную в Татарстане буквально в каждом доме. Зависть и злоба братьев, предательство - все предстоит пережить пережить главному герою. Но он с рождения отмечен Всевышним, а потому неуязвим для людских козней и греха...
Автором идеи балета и его драматургии выступил петербургский хореограф Николай Боярчиков. Казанский композитор Леонид Любовский создал партитуру, которая отличается богатым симфоническим звучанием. Роскошь сценографии (киевские мастера Андрей Злобин и Анна Ипатьева) заставляет вспомнить художников-мирискусников еще первого дягилевского призыва. Кстати, создательница костюмов Ипатьева - правнучка самого Николая Бенуа. Собственно постановку осуществлял Георгий Ковтун, необычайно плодовитый украинско-питерский балетмейстер. Спектакль по-восточному цветист и "многословен", насыщен виртуозными танцами.
Труппа Казанского театра вполне оправдывает репутацию одной из самых востребованных и у нас, и на Западе. В многочисленных массовых сценах слаженно работает кордебалет. Среди разноплановых сольных партий запоминаются драматичная роль Фараона (Денис Мочалов), прихотливо-акробатическая пластика Скарабеев (Ольга Алексеева и Бахытжан Смагулов) и особенно прочтение роли Зулейхи Еленой Костровой. Тем ярче, по контрасту, воспринимается финал: духовное очищение Жены фараона передает ее скорбно-отрешенный "танец рук". А самое точное попадание -- выбор исполнителя на главную партию. Нурлан Канетов - юноша безупречного сложения, с лицом, словно срисованным с восточных миниатюр. У него редкий дар изысканной пластики, за которой угадывается утонченный внутренний мир. В сочетании со сложной современной техникой это дает удивительный эффект. Авторы намеренно приближают образ Йусуфа-Иосифа к евангельскому Иисусу, насыщая балет христианскими символами - прежде всего мотивом всепрощения, таким актуальным в сегодняшнем более чем неспокойном мире.