"РОВЕР" УЕЗЖАЕТ. КУДА?

В середине мая истек срок заявок на покупку обанкротившейся автомобилестроительной компании "MG Rover". Из более чем 200 поступивших заявок аудиторская фирма "PriceWaterhouseCoopers", которая осуществляет временное управление предприятием, отобрала 12 наиболее подходящих потенциальных покупателей. Теперь им предстоит "показать деньги", или, как говорят финансисты, представить подтверждение наличия необходимых фондов.

Официальный представитель фирмы "PriceWater-houseCoopers" отказался сообщить корреспонденту "Труда", есть ли среди отобранных кандидатов российские предприниматели. Имена компаний, желающих обзавестись знаменитым автозаводом, держатся в секрете. Однако аналитики Лондонской биржи выражают серьезные сомнения в том, что вообще кто-нибудь решится на покупку "MG Rover". Во-первых, говорят они, тому, кто соберется покупать компанию, придется оплатить не только ее стоимость, но и ее долги. Их сумма приближается к 200 миллионам фунтов стерлингов (около 400 млн. долл.). Такой "довесок" сделает покупку необычайно дорогой и вряд ли будет иметь финансовый смысл.
Есть и второе, весьма существенное обстоятельство. За последние годы "MG Rover" не раз переходила из рук в руки. Владевший ею с 1994 года немецкий концерн BMW уступил компанию в 2000 году британской инвестиционной фирме "Феникс", но при этом оставил у себя права на название "Ровер". А совсем недавно китайская автомобилестроительная компания SAIC приобрела интеллектуальные права на две самые популярные модели "Ровера" - 45-ю и 75-ю. Так что новому владельцу придется выкупать все эти права обратно. А это может обойтись совсем недешево.
Третий камень преткновения - пенсии нынешних рабочих завода. Пяти с лишним тысячам человек, которых выбросят на улицу в результате банкротства, необходимо по британским законам платить в будущем пенсии, составляющие более 50 процентов их нынешних зарплат. Если иметь в виду, что средняя зарплата рабочего колеблется между 20 и 30 тысячами фунтов в год, то для новых владельцев пенсии могут стать просто "золотыми". Кстати, пока покупатель не найден, британское правительство взяло на себя выплату выходного пособия увольняемым. На эти цели оно выделило "MG Rover" 40 млн. фунтов. Каждый сотрудник обанкротившейся компании получит перед вынужденным уходом 5,5 тысячи фунтов.
Видимо, именно из-за всех этих дополнительных расходов отказалась от покупки "MG Rover" английская венчурная компания с символическим названием "Alchemy" (Алхимия). Ее глава Джон Молтон заявил недавно, что после длительных размышлений он решил все-таки отказаться от приобретения спортивного подразделения "Ровера".
"Думаю, что и русские не захотят взваливать на себя такое тяжелое бремя, - сказал мне Артур Гленн из банка "Барклайз", - мы полагаем, что полностью "MG Rover" никто покупать не станет. Возможно, будут куплены какие-то отдельные производства. Например, Шанхайская автомобилестроительная корпорация (SAIC), кажется, все-таки хочет приобрести лицензию на производство двигателей к двум моделям "Ровера", но делать эти двигатели собирается не в Бирмингеме, а у себя в Китае".
Тем временем на заброшенном летном поле застыли в ожидании своей участи 15 тысяч новеньких "роверов". Дилеры отказываются их брать, потому что "MG Rover" не может обеспечить гарантийный ремонт. А без трехлетней гарантии продать в Британии машину практически невозможно.
Общая стоимость "застрявших" на старом аэродроме машин приближается к 165 млн. фунтов. Но с каждым днем простоя сумма, естественно, уменьшается. На днях стало известно, что один из лондонских банков решил выручить закрывающуюся компанию и предложил купить все эти автомобили за 25 млн. Это в 6 раз меньше номинала, но "MG Rower" выбирать уже не приходится.