11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕНУЖНЫЙ ТОЛСТОЙ

Лескова Наталия
Опубликовано 01:01 07 Июня 2005г.
По словам директора филиала Надежды Семеновой, произошло это после того, как Оптина пустынь расторгла соглашение об аренде. "Все экспозиции и предметы литературного отдела, рассказывающие о пребывании в Оптиной пустыни Гоголя, Достоевского, Льва Толстого, размещались в так называемом домике Достоевского и ключаревском корпусе монастыря, - поведала нам Надежда Алексеевна. - Сейчас реликвии перевезены в Козельск. Но хранить их там негде. Упорядочить работу музея удастся лишь после того, как закончится реставрация бывшего дома купцов Цыплаковых в Козельске, в котором и предполагается разместить литературный отдел филиала".

Денег на реставрацию здания, находящегося на балансе Министерства культуры РФ, нет. Дом стоит без ремонта уже более ста лет: стены потрескались, потолок протекает, пол кое-где провалился. Речь идет о сумме порядка ста тысяч рублей: по местным меркам это большие деньги, а областные и федеральные чиновники от культуры о доме как будто забыли. Письма Надежды Семеновой в Калугу и Москву остаются без ответа. Так найдет ли экспозиция нормальное пристанище?
Гоголь побывал в Оптиной пустыни трижды. Сохранилось предание, повествующее о желании Николая Васильевича поселиться в скиту, сделавшись иноком. Просьба была направлена к старцу Макарию, о котором сам Гоголь говорил: "Это единственный из всех известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой. Пошел я к старцу одним, вышел другим". Но последовал отказ.
Позже из пустыни Гоголь писал отцу Филарету: "Ради Самого Христа молитесь обо мне... Путь мой труден; дело мое такого рода, что без ежеминутной, без ежечасной и без явной помощи Божией не может двинуться мое перо и силы мои не только ничтожны, но их нет без освеженья свыше... "
Подобное потрясение испытал и Достоевский. Его поездка в пустынь в июне 1878 году, вскоре после смерти сына Алеши, встреча со старцем Амвросием, "живым воплощением русской святости, хранителем образа Христова", подвела итог многолетним духовным исканиям. Летопись скита сохранила и подробные сведения о пребывании здесь Льва Толстого. Послушники показывают мне пожелтевшую книгу гостевых записей. В октябре 1910 года он пришел сюда пешком. Остановился в монастырской гостинице, много гулял и разговаривал с послушниками. Позже он признавался, что в Оптиной так хорошо, что "с радостью надел бы подрясник и жил бы, исполняя самые низкие и трудные дела, но при этом единственным условием поставил бы не принуждать молиться, чего было бы невозможно". Монахи с ним согласились и добавили, что и ему поставили бы условие: не проповедовать и не учить. На что Толстой с улыбкой ответил: "Чему учить! Здесь надо учиться".
В гостиничной книге он написал: "Лев Толстой благодарит за прием". Эта запись сохранилась...
История Оптиной пустыни драматична. После революции здесь начались аресты и расстрелы монахов. Летом 1923 года монастырь был закрыт. Здешний долгожитель, 89-летний иеромонах Лаврентий рассказывает: "Во дворе монастыря уже стояли черные "воронки". Преподобный Исаакий, настоятель пустыни, упросил разрешения отслужить последнюю соборную литургию в Казанском храме. Иеромонах Никон Беляев стал последним оптинским старцем. Через год и он был изгнан из обители, арестован и помещен в сталинский лагерь, затем много лет находился в ссылке, где заболел туберкулезом. Господь даровал ему христианскую кончину".
Вскоре здесь появился литературный музей. Но и первых его работников ждала незавидная участь: директора Льва Кобылина вместе с двумя научными сотрудниками объявили врагами народа и расстреляли, следующего директора, историка и краеведа Анатолия Стоцкого осудили на десять лет лагерей... Во время войны, когда под Калугой шли ожесточенные бои, экспозиция музея серьезно пострадала. Ее восстановлением удалось заняться лишь в 50-е годы.
- Мы терпимо относимся к светским культурным ценностям, уважаем русскую литературу, - сообщил нам настоятель подворья Оптиной пустыни отец Мелхиседек. - Однако исторически монастырь - это крупнейший духовный центр православной Руси, а не литературный музей. Держать в обители экспозицию, особенно связанную с именем Льва Толстого, отлученного от церкви, было бы неправильно. То, что у государства не находится денег на ремонт нового музейного здания в Козельске, - не наша вина...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников