КАК СТАТЬ КОЗЛИКОМ?

Согласно опросу ВЦИОМа 95 процентов россиян не стали бы покупать продукты, которые содержат генно-модифицированные (ГМ) ингредиенты. Если бы знали об этом. Но российские производители колбасы, мясных консервов, чипсов не спешат признаться в том, что используют трансгенную сою, картофель, другие компоненты. Опасны или нет генные добавки? На этот вопрос отвечает заведующий лабораторией генетики растений Института общей генетики имени Н.И. Вавилова РАН профессор Виталий ПУХАЛЬСКИЙ,

- Виталий Анатольевич, сегодня во множестве российских продуктов питания используются трансгенные компоненты. Производители уверяют: все это абсолютно безопасно. А как считаете вы?
- В 1948 году немецкий химик Пауль Мюллер получил Нобелевскую премию за создание ДДТ - эффективного препарата для борьбы с насекомыми, в том числе с малярийными комарами. В 1972 году ДДТ был запрещен: выяснилось, что он накапливается в железах птиц, которые отвечают за выработку скорлупы, в молочных железах женщин, вызывая новообразования. То же самое - с трансгенной пищей. Сейчас невозможно предвидеть, какую опасность будет представлять организм с чужеродными генами. Но она есть. Возьмите картофель, в который вводится ген почвенных бактерий, чтобы сделать его устойчивым к колорадскому жуку. Жук ест картофель, его пищеварительный тракт разрушается, насекомое умирает. Я не могу сегодня сказать, что такой картофель опасен для человека, но и в том, что вреда от него нет, не уверен. Часто колбасные изделия содержат генетически модифицированную сою. Есть данные о том, что некоторые активные компоненты такого соевого белка, по-видимому, влияют на поджелудочную железу человека. А мы знаем, что, к примеру, от опухоли поджелудочной железы спасения пока нет. В России сегодня выращивание трансгенных растений запрещено, однако они в больших количествах закупаются за рубежом.
- В 2004 году Евросоюз запретил использование ГМ-продуктов при производстве детского питания. А в российском детском питании их тоже нет?
- Такой гарантии я дать не могу. Наши мясные и хлебные заводы не делают маркировку - есть в составе ГМ-продукты или нет, хотя по закону обязаны это указывать. По нашему законодательству количество генетически модифицированных ингредиентов в продуктах питания не должно превышать 5 процентов (в Европе для сравнения всего 0,9 процента). Но вы видели, чтобы где-нибудь стояли эти цифры? Человек должен знать эту информацию и иметь право выбора. Только однажды на крабовых палочках я увидел надпись мельчайшим шрифтом: "Содержит ГМ-продукты".
- Купили?
- Купил - надпись уже дома разглядел, но есть не стал. Мы с вами говорили о медицинском аспекте, а он тесно связан с селекционным. Селекционеры ведь тоже скрещивают растения, но родственные. Пшеницу, например, с ее диким сородичем - растением эгилопс - гены-то у них общие. А вот если растению, которое идет в пищу, подсаживают чужеродные гены бактерий, насекомых, животных, - это совсем иное дело. Растение начинает вырабатывать белки, ему несвойственные, человек к этим белкам непривычен. В крабовых палочках явно не белки крабовых генов. Неизвестно, как отреагирует на них организм.
- Ну это еще вопрос - отреагирует или нет, и когда? А есть хочется сегодня, да и очень уж заманчиво - получить картофель, который не ест жук, пшеницу, способную расти без воды...
- Отказаться от манипуляций с генами ученые уже не могут и не хотят. Мы первыми в нашей лаборатории встроили в табак один из человеческих генов, который сделал растение устойчивым к вирусам, первыми получили трансгенную пшеницу, которая тоже не боялась вирусов, внедрили в растения искусственные гены, и они работали! Но к тому, что идет в пищу, надо относиться очень внимательно. Да и потом, трансгенный картофель, к примеру, не может храниться дольше трех месяцев, его надо срочно перерабатывать на чипсы, а вот мутанты колорадского жука за три года успевают адаптироваться даже к такой еде.
В США за трансгенными растениями наблюдают в течение десяти лет. А я считаю, что такие наблюдения надо проводить как минимум в течение жизни двух поколений людей, чтобы оценить ГМ-продукты с точки зрения безопасности для здоровья. Кстати, в использовании технических культур ограничений нет. В Институте физиологии растений идут эксперименты по созданию солевыносливой травы. Представляете, растет трава на городских газонах и никакие реагенты ей не страшны: все выдержит!
- Выходит, трансгенные растения в России все же выращивают?
- Только в экспериментальных целях. И работают с большой осторожностью, чтобы не переопылились.
- В печати прошла информация о том, что в Новосибирске получены съедобные вакцины от гепатита и СПИДа. Компонент, влияющий на иммунную систему, содержится в генетически измененных овощах или фруктах. Бананы от гриппа, яблоки от гепатита - это вообще реально?
- Вполне. Речь идет о Новосибирском институте цитологии и генетики СО РАН. Я об этих экспериментах академика В. Шумного с сотрудниками знаю, но научных отчетов пока не видел. Между прочим, трансгенные бактерии давно используются в фармацевтике.
- Японцы тщательно следят за своим здоровьем. Интересно, они ГМ-продукты потребляют?
- Да, и сою, и кукурузу. В Японии очень развита система лабораторий по проверке качества продукции: все нормативы строго выдерживаются и маркировки соблюдаются. У нас же система контроля за продуктами питания полностью разрушена. Импортные овощи и фрукты напичканы удобрениями в неимоверных количествах, в яблоках, например, сплошной цинк. Отечественные сельхозпродукты в целом высокого качества - без химии и трансгенов. Пока.