Премия имени самой себя

«Муз-ТВ», вручая награды, продвигает не артистов, а собственный бренд

Сегодня на сайте канала «Муз-ТВ» подведут итоги народного голосования и лидеров позовут на сцену «Мегаспорта» по нескольким номинациям: лучший артист, дуэт, клип и т. д. Что удивительно: среди вечнозеленых, несгораемых и непотопляемых ветеранов отечественной эстрады нет-нет да и попадаются новые имена. Это в нашем-то шоу-бизнесе!

Впрочем, старожилом можно назвать и саму премию «Муз-ТВ», вручаемую много лет. Как и вручающий ее канал — он начал вещание еще 1 мая 1996 года. Стартовал в подражание американскому формату MTV (который пришел в Россию позже, в сентябре 1998-го), но с упором на отечественных артистов — в раскладе примерно 70% на 30% в пользу наших. И постепенно превратился в эдакое царство отечественной попсы на любой вкус.

Премия «Муз-ТВ» вручается с 2003 года. «Это народный выбор, где победители определяются путем зрительского голосования и голосованием академиков», — говорится в уставе. Церемония обычно проводится в огромном зале. Много лет она шла в «Олимпийском», в этом году — в «Мегаспорте». Состав исполнителей отражает формат канала: наши звезды плюс какая-нибудь приглашенная из-за границы знаменитость — как правило, хорошего уровня, но чуть-чуть б/у, вроде Кристины Агилеры и Дженнифер Лопес. Впрочем, для иностранных племен у нашей премии номинаций очень мало.

Кому и зачем вообще нужны музыкальные премии, помимо того чтобы создать «движуху»? Интересный вопрос. Вот, например, пафосная «Грэмми» — это премия индустрии. Необъективность грэммиевских оценок (в 1960-е они игнорировали новорожденную рок-музыку, а потом, спохватившись, стали давать постаревшим рок-звездам премии по совокупности заслуг) иногда вызывает улыбку, но красочное шоу смотрит весь мир. И какая, в сущности, разница, кто у нас лучший вокалист — Стинг или Боно, Мадонна или Леди Гага? Фанатов хватит на всех. Но «Грэмми» — инструмент бизнеса. Премия и даже только факт номинации на нее — повод наклеить на компакт-диск фирменный стикер и поднять его продажи.

Или, например, BRIT Awards — про любимчиков Соединенного Королевства. Или в том же Туманном Альбионе, допустим, была премия покойного журнала New Musical Express. Ну и премии музканалов, та же MTV Video Music Awards — про своих фаворитов, свою эстетику и свою классику клипостроительства.

У нас, конечно, премия не может быть инструментом продаж — русские люди экономны и предпочитают качать музыку с минимальными затратами. Скорее это роскошный пиар-ход канала: и свежую аудиторию привлечь, и новый контент создать (церемония транслируется в эфире).

В смысле стиля и репертуара шорт-лист «Муз-ТВ» 2019 года представляет интересный баланс между старым и новым, посконной российской попсой и свежими иностранными влияниями. Как раньше говаривали, между «лоходэнсом» и «фирмoй».

Вот, например, за кого голосуют в номинации «Прорыв года»: Звонкий, Rasa, Леша Свик, HammAli & Navai, Мари Краймбрери, Тима Белорусских, Zivert. Для тех, кто не очень следит за музыкальным базаром, поясню. Артист Звонкий — эдакий «лирический рэпер», с кривыми рифмами и со всем этим современным произношением (когда губки в позиции «у»: «не було / сил зату»). Но песни приятные, с выраженной мелодикой и глубоким мягким битом. Прям шлягеры!

Или красивая голосистая барышня Мари Краймбрери, сама же автор песен. «Кислотный» клубный звук, простой бит, манера петь с придыханиями и на полуголосе, тексты — коллаж модных словечек и фраз типа «палево», «инстa», «я на своем стайле»... Произношение опять это нерусское, квазииностранное (см. выше про Звонкого), хотя и сам язык, в общем, тоже уже не особо русский. Вывод: рэп сильно изменился, из брутального дна все больше тянется к изысканным манерам.

И вообще, стоит ли жаловаться на засилье рэпа в стране? Если в номинации «Лучший хип-хоп / R’n’B проект» — медийные лица, артисты, чьи песни популярны на стриминговых площадках: Feduk, Джиган, Баста, Мот и Элджей. Вот Баста, например — он уже не столько лицо хип-хопа, сколько ветеран российской поп-музыки, можно сказать.

Но самый аксакал, похоже, все-таки Филипп Киркоров. Так, в номинации «Лучший дуэт» экс-супруг Аллы Пугачевой появляется аж дважды: с Басковым (Ibiza) и молодым Егором Кридом («Цвет настроения черный»). Киркоров ориентирован на все аудитории, стреляет по всем мишеням, а его же «Цвет настроения синий», шлягер, который всей стране в ушах навяз, номинирован на «Лучшую песню».

Кое-кто из рок-мира, издавна противопоставлявшего себя «голимой попсе», появляется в номинации «Лучшее концертное шоу». А именно: «Би-2» с концертом «Горизонт событий». В «Рок-исполнителе» выбираем между Наргиз, «Ленинградом», «Мумий Троллем», Дианой Арбениной с «Ночными снайперами» и теми же «Би-2». Как видим, хоть под конец заметки, но все же и в связи с «Муз-ТВ» можно назвать нескольких приверженцев старого, доброго живого звука.

Если б так было и в других номинациях...