ПОКУПКА С РИСКОМ ДЛЯ ЖИЗНИ

Союз потребителей России совместно с региональными организациями провел опрос в 28 регионах страны. Более 2300 человек дали оценку уровня защищенности своих потребительских прав и интересов. Опрос показал, что у 90 процентов потребителей были в минувшем году нарушены права и даже не по одному разу. В расчете на одного человека нарушений в среднем оказалось 3,2. Тремя годами раньше показатель нарушений был еще выше - 3,5.

Больше всего претензий высказано к качеству продуктов питания. Почти 60 процентов опрошенных назвали самой большой потребительской проблемой некачественные продовольственные товары.
На втором месте в списке нарушений - обсчет и обвес покупателей. Третье место занимают покупки бракованных непродовольственных товаров, четвертое - жилищно-коммунальные услуги. На малопочетное пятое место вышли услуги городского транспорта. Меньше претензий потребители стали предъявлять к финансовым, бытовым услугам и услугам связи.
Почти 22 процента опрошенных считает, что нарушение потребительских прав обернулось для них ущербом для здоровья. Материальные убытки понесли 62 процента, моральный ущерб отметил 61 процент участников опроса.
Наибольший вред здоровью нанесли некачественные продукты питания и алкоголь, медицинские и жилищно-коммунальные услуги. Материальные убытки чаще связаны с приобретением некачественных товаров, обсчетом и обвесом покупателей, потерями от жилищно-коммунальных и финансовых услуг.
За последние пять лет наши граждане стали гораздо лучше ориентироваться в потребительском законодательстве и смелее защищать свои права. Число людей, которые ничего не знают о возможностях, которые дает им Закон "О защите прав потребителей", снизилось почти в два раза. В 1,5 раза (с 34 до 51 процента) выросла доля лиц, которые решились вступить в борьбу за свои потребительские права. Результативность их действий, как это видно из результатов опроса, заметно повысилась.
Выросла доля тех, кому удалось добиться положительного результата при отстаивании своих прав. Доля "оптимистов", кто надеется на положительный исход своих усилий, выросла в полтора раза, а число "пессимистов" сократилась почти в три раза.
Успешнее всего потребители действовали, когда сталкивались с обсчетом, обвесом или с продажей некачественных товаров и продуктов питания. Гораздо труднее было добиться возмещения ущерба при нарушении потребительских прав предприятиями связи, туристическими фирмами, финансовыми учреждениями.
В большинстве случаев, столкнувшись с нарушениями своих прав, пострадавшие обращались непосредственно к виновникам - продавцам, изготовителям, исполнителям работ, услуг. В двух случаях из трех это приносило положительный результат. Но в остальных для потребителей начинались "хождения по мукам".
Надо заметить, потребители уже убедились в силе своих общественных объединений и чаще, чем в официальные органы, идут за справедливостью именно туда. И если обращение в суд как средство, к которому прибегали обиженные граждане, указали только 9 процентов опрошенных, то общественные объединения потребителей - 28 процентов. В госорганы обратилось 15 процентов потерпевших, в средства массовой информации и вовсе только два процента.
Опрос показал заметный рост авторитета потребительских организаций, что объясняется высокой эффективностью их работы. При обращениях за помощью в общественные объединения положительный результат получило более 94 процентов граждан.