РОССИЯ - ФИНЛЯНДИЯ: СЕВЕРНЫЙ ПРОЕКТ

Факел голубого пламени, взвившийся над зеленым полем близ финского местечка Ряйккеля, что у самой российской границы между сопредельными городами Иматра и Светогорск, обозначил еще одну веху сотрудничества газовиков и энергетиков России и Суоми. Факел этот символизировал окончание строительства второй ветки газопровода из России в Финляндию - первая была построена еще в 70-е годы и к настоящему моменту уже не отвечает перспективам развития финской энергетики.

Значение, которое финны придают новой магистрали, проявилось не только в торжественных речах на митинге по этому случаю. Дабы подчеркнуть важность подвода дополнительной газовой артерии, финские пограничники по договоренности с российскими "зелеными фуражками" демонтировали межгосударственный рубеж: сняли несколько столбов, свернули сетчатый забор, замостили временную дорогу и с чувством выполненного долга влились в толпу наших и соседских строителей, газовиков, энергетиков. Все они встретились на погранполосе, чтобы присутствовать при сварке последнего, "красного", шва трубопровода.
Впрочем, уже на вторую половину дня было запланировано отключение первой нитки, чтобы провести на ней полный комплекс профилактических работ. На этот факт мы, российские журналисты, приглашенные финскими компаниями "Фортум" и "Газум", сразу же "сделали стойку". Дескать, как же так? Чтобы привлечь внимание к началу поступления в Суоми "сибирского газа-2", хозяева праздничного действа не пожалели времени, сил и фантазии, а вот сам газ, уже подошедший к запорным вентилям компрессорной станции в Ряйккеля, использовать не спешат - согласны обходиться теми объемами, что поступали к ним прежде.
В ответ нам разъяснили, что, да, действительно, пока цены на электроэнергию, сложившиеся в североевропейском регионе, не способствуют запуску новых теплоэлектростанций на газе. Однако ситуация может быстро измениться. Финны, сделавшие серьезную ставку на использование у себя дома и продвижение российского природного газа к своим нордическим соседям и дальше в Европу, не хотят пассивно ждать у моря погоды. Подвод еще одной ветки газопровода к финским пределам они рассматривают как открытие "второго дыхания" всей газовой системы этой части мира, где за газом - будущее.
Между тем на сегодняшний день картина тут выглядит настолько многокрасочной, что рябит в глазах. Как рассказал нам председатель совета директоров концерна "Фортум" Матти Вуорила, единого, то есть действующего по общим, обязательным для всех правилам энергетического рынка на "старом континенте" нет и он вряд ли пока состоится: во всех европейских странах действуют свои национальные законы. Но тенденция к его созданию есть, хотя проявляет она себя весьма противоречивым образом. С одной стороны, по Европе катится волна слияний, в результате которых на свет появляются конгломераты, включающие в себя почти всю энергетическую цепочку, за исключением добычи энергоносителя. Доставку его к месту использования, переработку в электроэнергию и тепло, а также продажу и перепродажу. С другой стороны, на ситуацию мощнейшее воздействие оказывают так называемые "энергетические директивы" ЕС - центра принятия стратегических решений, которым в принципе обязаны следовать правительства всех 15 государств-членов, включая, естественно, и Финляндию.
Брюссель настаивает на создании такого рынка энергопотребления, при котором каждый потребитель имел бы возможность выбирать себе поставщика, причем не из двух-трех компаний, а из десятков. Вроде бы такая забота об интересах покупателя посредством развития и утверждения принципов конкурентной борьбы лежит в русле рыночных подходов к экономике. Однако, как нам объяснили, гладко получается пока только на бумаге, присылаемой из штаб-квартиры ЕС в Брюсселе. Больше того, этим благим начинанием мостится дорога в наихудшем из направлений. Бесконечное "добровольно-принудительное" дробление энергетических фирм ведет к затруднению процесса заключения долгосрочных договоров с поставщиками энергоносителя. Из них главным, определяющим энергетический климат на континенте остается российский Газпром. Значение его поставок, как считает руководитель компании "Газум" Тапио Харра, будет только возрастать.
Г-н Харра знает, что говорит. Недаром в Суоми его зовут "мистер Газ". И не случайно именно ему был адресован наш "вопрос на засыпку": не случится ли так, что Финляндия в условиях возможного усложнения ценового диалога между европейскими, в частности, скандинавскими покупателями, и Газпромом сделает "ход конем" - переориентируется на норвежский газ? Его месторождения территориально к Финляндии ближе, да и вовлеченность финских энергетиков в североевропейский энергетический рынок может послужить толчком к такому развитию событий.
В ответ наш собеседник со свойственной финнам неторопливостью молча продемонстрировал на проекторе нехитрый рисунок: на фоне абриса контуров европейского континента три красных кружка - два небольших, обозначающих норвежские и английские центры добычи газа в Северном море, и огромный, закрывающий почти весь российский север на стыке Европы и Азии. Картинка в растолковании не нуждалась: запасы российского газового сырья несопоставимы с аналогичными у конкурентов.
Короткий, но емкий рассказ расставил все точки над "i". Из него следовало, что для финнов сотрудничество с Газпромом не конъюнктура, а дело принципиальной важности. Российский газ поступает в Финляндию уже более четверти века. Накоплен богатейший опыт взаимодействия, понимания друг друга и доверия. В том числе личный: М. Вуорила, Т. Харра, подавляющее большинство других видных финских специалистов-отраслевиков давно и хорошо знают главу Газпрома Рема Вяхирева. Для них он не просто руководитель российской газовой корпорации. Вяхирев - фактор стабильности отношений, прозрачности и предсказуемости намерений. Он человек, слово которого - порука делу. А это в бизнесе ценить умеют. И отвечают тем же.
Чтобы понять и почувствовать, насколько серьезно и однозначно нацелены финны на продолжение и развитие сотрудничества с Газпромом, необходимо также принять во внимание их умение смотреть вперед, просчитывать ходы на дальнюю перспективу, масштабно мыслить. Этого у них не отнимешь. Ведь страна, практически лишенная энергоресурсов (если не брать в расчет остающегося все-таки энергетической "экзотикой" торфа), благодаря стратегическому партнерству с нашей страной сумела добиться в энергетике впечатляющих успехов.
Эти качества наших соседей, волею судеб оказавшихся на стыке геополитических, энергетических интересов "старушки-Европы" и российского государства, сыграли не последнюю роль в трудах и борениях вынашиваемого замысла по переброске российского газа через финскую территорию и дальше - по дну Балтики или через Швецию и Данию для нужд Центральной и Западной Европы.
Замысел предполагает участие в нем партнеров, адекватных его масштабу. Здесь-то на сегодняшний день и возник "камень преткновения" в виде "газовых директив" Евросоюза, пока еще, правда, только в теории создающих проблемы на пути его реализации. Большое дело, каким является "Северный проект" или "Норт-Транс газ", требует участия в нем таких договаривающихся сторон, которые представляли бы крупные, самодостаточные структуры, не связанные по рукам и ногам мелочным регламентированием неких "надзирателей".
По данным финских экспертов, объективная потребность европейцев в экспорте российского газа через 4-5 лет достигнет цифры в 70 миллиардов кубометров в год. Поэтому и российские, и финские специалисты исходят из того, что к осуществлению "Северного проекта" подталкивает сама суровая действительность, а коли так, то уже сегодня пора задумываться о схемах его финансирования, которые были бы приемлемы и для Евросоюза, и для реальных вкладчиков капиталов.
Созданная Газпромом и "Газумом" компания "Норт-Транс газ" активно работает над технико-экономическими расчетами проекта. В условиях нынешней сложной конъюнктуры рынка о сроках его осуществления говорить непросто, но Т. Харра все-таки назвал дату: не позднее 2006 года. Его осторожный оптимизм базируется на вере в Газпром как надежного партнера, который сумеет устоять, сохранить себя в качестве крупнейшей российской экономической структуры.
Природный газ экологически самый приемлемый энергоноситель нашего времени, и всех интересует успешное решение трудных, во многом уникальных по своей сложности, проблем газодобычи со сверхперспективного для покрытия нужд Европы российского Штокмановского месторождения в Баренцевом море.
Таким образом, успех в реализации "Северного проекта" - трубопровода, по которому пошел бы штокмановский газ, гарантированно обеспечивает дальнейшую интеграцию России в энергетический рынок Европы, а заодно укрепляет позиции в нем Финляндии.