"БУЛЬДОЗЕР" ОБХОДИТ БРЮССЕЛЬ СТОРОНОЙ

Израильского премьера Ариэля Шарона никак не отнести к числу слабонервных. Напротив, отставной генерал и бывший министр обороны получил прозвище "Бульдозер" - за свой безоглядный напор. Решительность Шарона порой шокирует даже традиционных союзников Израиля в странах Запада.

Ныне он подвергается ими критике за неадекватное применение силы в отношении восставших палестинцев и нежелание заморозить строительство еврейских поселений на палестинских землях, как это рекомендовала недавно международная комиссия во главе с бывшим американским сенатором Митчеллом.
Но Шарон убежден в своей правоте и потому решил лично объясниться с западными руководителями. На прошлой неделе он посетил Вашингтон, сделав по пути остановку в Лондоне. А на этой занялся континентальной Европой. В четверг израильский премьер побывал в Берлине, вчера - в Париже. Логично было бы предположить, что он заглянет и в Брюссель, где расположена штаб-квартира Евросоюза. Но "столицу Европы" Бульдозер обошел стороной. По словам его помощников, из-за нехватки времени. Но, может, дело в другом?
29 июня генеральная прокуратура Бельгии приняла к рассмотрению иск против Шарона, поданный от имени группы палестинцев и ливанцев. Они были свидетелями кровавой резни в лагерях палестинских беженцев Сабра и Шатила на окраине Бейрута в сентябре 1982 года. Податели судебного иска обвиняют Шарона в том, что он несет ответственность за это преступление против человечности.
Напомним кратко о тех событиях. Летом 1982 года израильская армия вторглась в Ливан, чтобы разгромить вооруженные отряды палестинцев. Ее союзниками были ливанские правохристианские силы. Но палестинцы и ливанские патриоты оказали им упорное сопротивление. Почти три месяца длилась осада Западного Бейрута - оплота палестинцев и левых. Израильтяне так и не решились брать его штурмом. В конце концов бойцы палестинского сопротивления вместе с их оружием были эвакуированы морем. Когда в Западный Бейрут вошли израильтяне и ливанские правые, тысячи палестинских беженцев в расположенных на окраине города лагерях Сабра и Шатила оказались абсолютно беззащитными.
Израильские танки окружили оба лагеря. "Они герметически закупорены", - рапортовал министру обороны Ариэлю Шарону начальник генштаба Рафаэль Эйтан. Как писала потом израильская печать, министр позволил боевикам ливанского правохристианского формирования "Катаиб" войти в лагеря беженцев, несмотря на предупреждения офицеров из окружения Шарона о том, что может произойти резня. Когда через два дня первые журналисты смогли проникнуть в лагеря, то увидели душераздирающую картину. Бульдозеры сгребали кучи трупов. Были среди них и женщины, и старики, и дети. Всего в Сабре и Шатиле, по данным ООН, были зверски убиты около полутора тысяч беззащитных жителей. А Международный Красный Крест привел позднее еще более ошеломляющую цифру - 2750 человек.
Мир содрогнулся. Кнессет (парламент) Израиля вынужден был создать комиссию по расследованию обстоятельств трагедии в Сабре и Шатиле. В феврале 1983 года комиссия пришла к выводу, что генерал Шарон несет "непрямую ответственность" за случившееся. Его сняли с поста министра обороны. Генерал уединился на своей ферме и на некоторое время исчез с политической сцены.
Но с тех пор, как в феврале нынешнего года Шарон оказался в кресле премьера, возрос интерес к его прошлому, в том числе и на Западе. 17 июня первый телеканал английской корпорации Би-би-си посвятил "Бульдозеру" программу расследований "Панорама". Автор передачи Фергал Кин назвал ее "Обвиняемые".
Никаких Америк эта передача не открыла, Кин просто напомнил о событиях почти 20-летней давности и роли в них Шарона. Но те жители Сабры и Шатилы, кому тогда чудом удалось избежать смерти, расценили эту передачу, наделавшую много шума в Европе, как сигнал к действию.
Они воспользовались тем, что с 1993 года в Бельгии действует закон, согласно которому суды этой страны правомочны рассматривать дела о преступлениях против человечности вне зависимости от того, кто, когда и где эти преступления совершил. До этого бельгийский суд рассматривал дело о геноциде в Руанде. Как долго продлится расследование по делу Шарона, чем оно завершится, пока не ясно. Зато ясно, что в Брюсселе "Бульдозеру" теперь лучше не появляться. На всякий случай.
Видимо, не случайно встреча Шарона с главой МИД Бельгии Луи Мишелем состоялась не в Брюсселе, а в Берлине. Бельгиец при этом заметил по поводу расследования: "Иск является делом правосудия и отношения к политике не имеет".
P.S. Один из бывших лидеров ливанского формирования "Катаиб" Элия Хобейка, обвиняемый в расправе над палестинцами в лагерях Сабра и Шатила, готов выступить в роли свидетеля по делу Ариэля Шарона. В 1983 году израильтяне указывали, что именно Хобейка отдал приказ убивать беженцев в лагерях. Сейчас он утверждает, что может доказать собственную невиновность и хочет "вернуть доброе имя себе и ливанским христианам".