ТЕЛЕПАРК ДЛЯ ЕВРОПЫ

В географическом центре Европы, что недалеко от Вильнюса, необычное событие. Здесь открыта уникальная скульптура, единственная в мире, как говорят специалисты. Это - лабиринт, состоящий из... трех тысяч старых телевизоров.

Творческий изыск литовского скульптора Гинтараса Каросаса претендует на то, чтобы оказаться в Книге Гиннесса: такого странного сооружения в мире еще не было. За вход в парк надо платить 10 литов - 2,5 доллара, но попасть сюда можно и бесплатно, если привезешь ненужный телек.
Мощные стеллажи высотой в два метра заполнены старыми телевизорами. "Таурасы", "Шилялисы", "Рекорды", "Электроники" и многими другими аппаратами, по которым можно изучать историю телевидения СССР. Стеллажи, большинство из которых затянуто полиэтиленовой пленкой, ветвятся, и в них бродишь, как в настоящем лабиринте. Сверху это сооружение выглядит как дерево с кроной. В центре лабиринта обнаруживаешь опрокинутую разбитую статую Ленина. Вождь указывает рукой в никуда. Видимо, это - основа творческого замысла художника: догадывайся, мол, сам.
Зато технические характеристики скульптуры весьма внушительны. Создавал ее Каросас два года. На произведение ушло 500 литров краски, 6 тысяч квадратных метров полиэтилена и 700 квадратных метров бетонных покрытий. Общий вес телевизоров - 150 тонн.
Но почему именно Парк Европы удостоен столь странной скульптуры?
...В 80-е годы французские ученые установили, что географический центр Европы находится в пригородах литовской столицы. Здесь установили памятный камень, а неподалеку разбили Парк Европы. Это живописное место, расположенное в густом сосновом лесу, облюбовали скульпторы со всего мира. Тут для них постоянно устраивают "творческие лагеря". Ваятели проводят в парке лето и оставляют в подарок центру Европы свои произведения.
Вот необычная скульптура известного американского мастера Денниса Опенгейма. Нечто вроде слона - больше похоже то ли на домик, то ли на корабль. Существо склонилось над искусственным водоемом. Название металлического произведения тоже претендует на нетрадиционность - "Пьющая структура с бассейном в форме почки".
Путешествуем по парку, и перед нами открывается фантастическая картина. Гигантские яйца, словно из американского фантастического боевика "Чужой", заполонили долину. Приближаемся к необычным изваяниям и обнаруживаем, что яйца - бетонные. А их автор, польский скульптор Магдалена Абаканович, тоже весьма оригинальна в придумывании философских названий. Ее произведение именуется так: "Пространство неопознанного роста".
Вот железный дом. Крыша на мощных пружинах. Заходим внутрь. Стальной пол колышется под ногами, как автомобиль на рессорах. А вот в лесном массиве к верхушкам сосен прикреплены сетки, похожие одновременно на гамаки и на гигантскую паутину. Оказывается, сетки приспособили не лесники - это тоже произведение искусства. Вот железная ржавая скульптура, изображающая лошадь. В композиции - большое колесо, которое можно крутить, что дети с удовольствием и делают. И тогда лошадь издает печальный металлический звук...
Трудно порой постичь замыслы скульпторов. Но главное в том, что центр Европы объединяет столь разных вольно фантазирующих художников.