А ПИПЛ НЕ ХАВАЕТ

Желая как можно объективнее оценить завершившийся телесезон, мы решили (никак не претендуя на репрезентативность) выяснить мнение некоторых групп москвичей, задав им один вопрос: чем запомнился эфир прошедшей осени, зимы и весны? Сын одного из наших сотрудников опрашивал на данную тему своих друзей-восьмиклассников, сын-студент другого - однокурсников. И наконец, мы поинтересовались мнением нескольких десятков наших известных людей: артистов, музыкантов, писателей. Итог оказался обескураживающим.

Сначала представил результаты своего каторжного труда сын-школьник. Напротив большинства фамилий его одноклассников было только два-три названия фильмов, причем некоторые - с примечанием, что опрашиваемые их уже видели раньше на видео и DVD. Несколько девочек смотрят зарубежные клипы на MTV. Одна старается не пропускать программу "Кто хочет стать миллионером?". Быть может, тайно влюблена в Галкина. А еще один мальчик является поклонником фильмов о тайнах природы и истории на спутниковом канале Discovery... Словом, не густо. И все. Ни названий рейтинговых сериалов, ни "фабрик звезд", ни супердорогих новогодних проектов - уж не говоря о всякого рода "аншлагах"...
Ну ладно, решили мы, - подростковый возраст. Четырнадцатилетние респонденты просто постеснялись показаться неинтеллектуальными. Или, наоборот, слишком умными. Но тут сын-студент с мрачным видом сообщил, что в отношении его однокурсников затея была изначально обречена на провал. Потому что немалая часть принципиально не смотрит телевизор. (Возможно, наслушались споров государственных мужей насчет опасности "дебилизации" через TV?). Они ходят в хорошие кинотеатры с долби-системой. Футбол смотрят в спорт-барах. А новости эти студенты-пятикурсники (Высшая школа экономики) узнают из Интернета. Молодежь. Неоперившиеся юнцы. Что с них взять?
Но вот первые три ответа на вопрос, чем запомнился минувший телесезон, полученные от людей известных.
Александр Градский: "Ничего не могу сказать, потому что наше телевидение - это сплошная гадость. И я не смотрю никакие программы, за исключением спортивных. Знаете, это как будто человек съел что-то не то и надо промыть желудок, а после этого надо съесть что-нибудь вкусное, дабы осадок убрать".
Екатерина Васильева: "Какой телесезон?! Господь с вами! У нас дома уже четыре года нет телевизора. И мы все без него прекрасно себя чувствуем".
Василий Лановой: "Произвело впечатление, как сериал "Брежнев" сократили с шести серий до четырех. Причем убрали самые сильные сцены. А больше о нашем телевидении лично мне и сказать нечего".
Можно было приводить цитаты и дальше, но суть от этого не меняется. И представители старшего поколения, и ряд опрошенных нами молодых актеров, которые активно снимаются в сериалах (А. Чадов, Д. Дюжев и др.), были на редкость единодушны: вежливо, но весьма категорично они говорили, что смотреть телевизор им некогда, слишком много работы.
А вот мнение Артура Смолянинова: "Я смотрю телеканал "Спорт". А все то, что транслируют нам центральные каналы, - это синтетика, которая разрушает психику. Телевидение - оружие массового психологического поражения".
Вот так. Для выводов, конечно, оснований явно недостаточно. Но, видимо, немалая часть активного населения, то есть те, ради кого определяются рейтинги и на кого рассчитана реклама, все меньше смотрит ТВ.
Говорят, что рейтинг - объективный показатель. Позволю себе в этом усомниться. Вот, например, цифра 10%. По идее она означает, что 10% всех москвичей смотрели данную программу. Хорошая цифра. Еще говорят, что точность показателей зависит от того, насколько четко организация, занимающаяся телеизмерениями, определила среднестатистические семьи, в которых устанавливаются пиплметры - приборы, фиксирующие, когда, на каком канале и сколько времени смотрели хозяева ту или иную программу. Сильно сомневаюсь, что представитель такой компании, узнав, что в данной семье телевизор не смотрит никто, сочтет ее среднестатистической. "Вы не смотрите телевизор? Ну, тогда мы не идем к вам". А значит, речь идет уже не обо всем населении. И процентов тогда не 10, а поменьше...
Впрочем, положа руку на сердце, признаемся, что подобные результаты нашего социологического мини-исследования все же можно было предвидеть. Уже много лет создатели телепроектов, хорошо понимающие, что именно за продукт они создают, руководствуются принципом "пипл схавает". Это не преувеличение, я не раз слышал эту формулировку в студиях "Останкина". Но они ошибаются. Среди зрителей есть и люди со вкусом, и настоящие гурманы, которые не будут заглатывать все подряд. А другим просто надоедает невообразимое месиво второй свежести, которое телевизионные повара преподносят с помпой и самоупоением. И они меняют телевизионный общепит на что-то более индивидуальное. Жаль только, что то немного хорошее, что есть на нашем ТВ, пройдет мимо многих нормальных, думающих и уважающих себя людей.