ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- С началом лета все каналы в это отпускное время

Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- С началом лета все каналы в это отпускное время выбрасывают на экраны фильмы из своих запасников. Панорама оказывается достаточно широкой. Так, НТВ показал четырехсерийную ленту Игоря Талпы "Особый случай", снятую в 1996 году, но не потерявшую своей актуальности. В ней рассказана история английской журналистки Дианы (И. Малышева), которая вместе с оператором Николаем (В. Шевченко) едет на Кавказ, чтобы взять интервью у террориста Амира. Становятся его заложниками, но благодаря своему мужеству и другим качествам умудряются уничтожить банду и освободиться из плена.
ТВЦ решил вспомнить превосходную трилогию К. Кеслевского "Три цвета" и показал первый фильм ("Синий") с блистательной Жюльет Бинош в главной роли. А канал "Россия" вспомнил награжденный в 1994 году на Венецианском фестивале фильм М. Манчевски "Перед дождем", рассказывающий три версии кровавых событий на религиозной почве в Македонии.
Другие каналы так далеко не черпали. Например, "Культура" показала фильм 2004 года французского классика Эрика Ромера "Тройной агент", в котором занимающегося шпионажем в Париже русского генерала-эмигранта играет Серж Ренко - фильм совершенно неожиданный и, надо признать, мало удавшийся. Он наглядно показывает, на какие уступки вынуждены сегодня идти некоторые актеры-"старики", дабы получить работу.
Те зрители, которые неравнодушны к "звездам", могли посмотреть на Первом канале "Унесенные" с Мадонной, на "России" "Свадьбу моего лучшего друга" с Джулией Робертс, на "Культуре" великого Джека Николсона в драме знаменитого режиссера Хэла Эшби "Последний наряд", на НТВ Тома Хэнкса в одной из лучших его ролей в картине "Филадельфия". Я называю далеко не всех.
Сказанное подтверждает мысль: при современном обилии телеканалов на одном из них всегда можно найти интересный фильм. В любое практически время дня и вечера. А если есть выбор, значит, наше телевидение не столь уж безнадежно. Вот только вопрос: зачем вкладывать столько денег в "оригинальные проекты" и их безумную рекламу, если можно показать хорошее кино? Амбиции?..
Андрей ЗОЛОТОВ, заслуженный деятель искусств, профессор:
- Как же соотносится наша нынешняя жизнь с теми Именами, к которым мы обращаемся? Живы ли для нас образы тех людей, что стали Именами?
На минувшей теленеделе я не раз задавался этим вопросом. И когда Юрий Соломин вдохновенно и заново переживал хорошо знакомые строки Константина Симонова ("Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... ") в телеверсии концерта Большого симфонического оркестра под управлением В.Федосеева из Колонного зала Дома союзов ("Память сердца", канал "Культура"). И когда звучал в течение получаса в одной из программ на том же канале дивной красоты, мощи и мягкости голос Марка Рейзена (жаль, что не весь имеющийся киноматериал был использован). И когда телетрансляция из Большого зала Консерватории заключительного концерта нового московского фортепианного конкурса (имени Святослава Рихтера) наводила на мысль: существуют ли достойные лауреаты "в духе Рихтера" или в некоем своем духе, на своем, но высоком уровне мастерства? И тогда, наконец, когда я слышал с телеэкрана голос Анатолия Эфроса и смотрел неувядающие работы этого театрального режиссера несравненной силы внушения, истинного поэта любви и реально, действенно влюбленного в людей Художника - в театре, на телевидении, в телекино. Актеры в атмосфере Эфроса превосходили самих себя, потому как он сам ощущал их в масштабе подлинности искусства и тем возвышал и раскрывал их.
Еще одним "лучом света" стала трансляция гала-концерта лауреатов Десятого международного конкурса артистов балета и хореографов со сцены Большого театра в последний день перед закрытием его на реконструкцию.
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- Спокойной летнюю теленеделю не назовешь. Страна и мир бурлят, как в "рабочее время". Для меня успокоительными стали передачи об актрисах, блиставших в дни нашей молодости. Канал "Культура" достойно отметил юбилей Клары Лучко. Только теперь, когда солнечной Клары, олицетворявшей лучшие черты русской женщины на экране и в жизни, не стало, понимаешь, какой драгоценный бриллиант погас в короне отечественного искусства. Она умела не просто играть жен, матерей, сестер и подруг. Каждый созданный ею образ был близок миллионам телезрителей. Нежность и задушевность сочетались у Клары Лучко с твердостью и принципиальностью характера.
Отметила "Культура" и юбилей Анатолия Эфроса. Его любимая актриса Ольга Яковлева запомнилась искренностью и обостренной чувственностью своих героинь. Смотря нынче арбузовско-эфросовскую "Таню", я восхищался гармоничным дуэтом молодых Яковлевой и Гафта и гордился нашей театральной и кинематографической школой, урокам которой надо следовать нынешним триумфаторам "Ник", "Кинотавров", ММКФ и других многочисленных кинористалищ.
Важным, по-моему, телесобытием стало выступление министра Александра Соколова в программе "Постскриптум". Даже не верится, что появился чиновник, ратующий за культурное наследие, многовековые традиции и духовную жизнь провинции. Не в суд надо обращаться его оппонентам, а, покаявшись, исправлять ошибки, допущенные в период приватизации и либерализации. Отрадно, что правительство выступило с осуждением ненужного скандала.
Удивил новостной сюжет об узаконивании однополых браков в Испании. Бедная западная цивилизация! В стране самых строгих нравов дают о себе знать разлагающие симптомы Содома и Гоморры. Слава Богу, Россия противостоит отступничеству от законов общественной морали.