КАК ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИОНЫ НА СТАРОСТЬ

Британцы обычно спокойно относятся к чужому богатству и даже миллионные зарплаты руководителей не вызывают у них ни зависти, ни раздражения. Прежде всего потому, что свои миллионы те заработали честно. Но новость, что пенсионная страховка одного из директоров "Би-би-си" превысила 4 млн. фунтов (8 млн. долларов) шокировала даже независтливых британцев.

61-летняя Дженни Абрамски, директор музыкальных программ, проработала на "Би-би-си" почти 40 лет. Все эти годы корпорация переводила в ее пенсионный фонд определенную сумму (сколько именно, правда, руководство компании уточнять отказывается). Абрамски и сама заботилась о старости, ежемесячно перечисляя на этот счет из зарплаты. К тому же на кругленькую сумму с годами набежали неплохие банковские проценты. В результате на счете предприимчивой начальницы оказалась рекордная сумма, которая позволит ей получать ежемесячную пенсию в 15 тысяч фунтов (30 тысяч долл.).
"Во второй половине ХХ века частные и государственные компании делали довольно щедрые отчисления в пенсионные фонды - 25-50% от размера зарплаты. Им это было выгодно: взносы не облагались налогами, - объяснил "Труду" финансовый консультант Джефф Ларкин. - Таким способом можно было удерживать ценных работников на относительно невысоком жаловании. Профсоюзы следили, чтобы работодатели не изменяли условия договора с сотрудником. Чем дольше работал сотрудник, тем выше становилась его зарплата, а значит, и пенсия. У Абрамски за 40 лет зарплата выросла до 316 тысяч фунтов в год. Вот и считайте".
Абрамски крупно повезло. Никому из ныне работающих британцев не удастся побить ее рекорд. Та система, которая позволила сотруднице "Би-би-си" накопить неплохие деньги, больше не работает. Ранее пенсионные фонды вкладывали свои сбережения в акции - и получали неплохую прибыль. Но после серии кризисов на мировых биржах стоимость акций резко понизилась, и пенсионные фонды "обмелели". Да и пенсионные отчисления превратились в тяжелую ношу для крупных фирм: поэтому большинство либо вообще отказались от них, либо сократили до минимума. Сотрудники, которым сегодня 30-40 лет, рискуют получать в старости вдвое меньше, чем их старшие коллеги.
"На этом фоне случай с Дженни Абрамски выглядит особенно несправедливым, - говорит "Труду" депутат парламента от консерваторов, теневой министр пенсионного обеспечения Филип Дэвис, - больше всего людей раздражает, что такую огромную пенсию платит государственная организация".
Пенсионная проблема в последние годы стала критической. Если в 1970-х на каждого пенсионера приходилось двое работающих, то теперь на одного работающего - по два пенсионера. В результате британское правительство приняло решение увеличить пенсионный возраст до 67 лет. Кроме того, в стране действует система так называемых пенсионных кредитов. Ее суть: государство доплачивает пенсионеру разницу между его доходами и установленным прожиточным минимумом. Максимальный размер кредита для одинокого британца - 537 фунтов в месяц, а для тех, у кого есть семья, - 820 фунтов.
Обезопасить собственную старость британцы пытаются заранее. Недавняя громкая забастовка нефтеперерабатывающего завода в Шотландии, из-за которой британская казна потеряла 300 млн. фунтов, была спровоцирована именно пенсионным вопросом. Компания отказалась вносить деньги в пенсионный фонд новых сотрудников. В ответ рабочие не вышли на работу, посчитав, что с такими ценами на нефть вполне можно позволить себе немного раскошелиться на собственный персонал.